Судимость, помилование, амнистия
1. Амнистия
В отличие от УК РСФСР действующий УК содержит
специальную статью (ст. 84), в которой определены порядок и правовые
последствия амнистии. В соответствии с п. "е" ч. 1 ст. 103
Конституции РФ амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания
РФ (далее - Государственная Дума) в отношении индивидуально не определенного
круга лиц.
Термин "амнистия" происходит от
греческого слова amnestia, означающего забвение, прощение. Авторы большинства
учебников по уголовному праву не проводят различия между понятиями
"амнистия" и "акт об амнистии" . Такое отождествление
представляется ошибочным. Комплексный анализ действующего законодательства
(Конституции РФ, УК) позволяет сделать вывод о том, что амнистия представляет
собой своеобразную государственную меру, направленную на реализацию уголовной
ответственности . Акт об амнистии является лишь предусмотренной законом формой,
в которой эта мера осуществляется.
В системе права институт амнистии занимает
особое место, а определение его отраслевой принадлежности относится к числу
дискуссионных проблем науки уголовного права. К.М. Тищенко и О.С. Зельдова
считают амнистию институтом уголовного права. Аналогичное мнение выразили М.И.
Карпушин и В.И. Курляндский .
Другие авторы, отмечая специфическую правовую
природу актов об амнистии, рассматривают их в рамках конституционного права.
Так, Ю.М. Ткачевский и Н.Ф. Крылова полагают, что, несмотря на то что в УК
включена ст. 84, институт амнистии "не входит в систему Общей части
Кодекса".
Наиболее обоснованным представляется мнение И.Л.
Марогуловой, которая предлагает рассматривать амнистию и помилование в рамках
многоотраслевого института так называемого государственного прощения. Издание
актов об амнистии отнесено к компетенции высшего органа законодательной власти
и с этой точки зрения относится к конституционному праву. В то же время в
соответствии с уголовным законодательством акты об амнистии входят в число
оснований освобождения от уголовной ответственности и наказания и поэтому могут
быть рассмотрены в рамках уголовного права. Применяются же акты об амнистии на
разных стадиях уголовного процесса, что позволяет отнести их к уголовно-процессуальному
праву. Все это свидетельствует о том, что амнистию следует считать комплексным
межотраслевым институтом.
В науке уголовного права споры вызвал и вопрос о
правовой природе актов об амнистии. В юридической литературе выражено мнение о
том, что "правовая природа актов об амнистии существенно отличается от
правовой природы нормативных актов" , что акты об амнистии не применяют и
не отменяют нормы права и что акты об амнистии выступают в роли своеобразного
юридического факта, порождающего новое правоотношение между государством, с
одной стороны, и амнистируемыми лицами - с другой.
Такая точка зрения представляется ошибочной.
Несмотря на определенные особенности актов об амнистии, касающиеся в том числе
и действия этих актов во времени, они, тем не менее, содержат нормы права -
правила поведения, обязательные для субъектов, указанных в этих актах, и
рассчитанные на применение к индивидуально не определенному кругу лиц.
Предписания этих норм реализуются в правоприменительных актах - в решениях (постановлениях)
уполномоченных на то должностных лиц и органов (предварительного следствия,
дознания и др.). Все это свидетельствует о том, что в отличие от актов
помилования акты об амнистии имеют нормативный характер и могут
распространяться на определенные категории лиц (например, на женщин, инвалидов,
несовершеннолетних и др.) или на всех лиц, совершивших преступления
определенных видов (например, неосторожные, экономические и др.).
Акт об амнистии не изменяет и не отменяет
закона, устанавливающего уголовную ответственность за те или иные общественно
опасные деяния, и не ставит под сомнение законность и обоснованность приговора
суда, вынесенного по конкретному делу. Амнистия лишь смягчает участь лиц,
совершивших преступление.
Акт об амнистии влечет определенные
уголовно-правовые последствия, устанавливаемые в уголовном законе. В
соответствии с ч. 2 ст. 84 УК эти акты могут содержать предписания следующего
характера:
а) об освобождении от уголовной ответственности
лиц, совершивших преступления;
б) об освобождении от наказания или его
отбывания лиц, осужденных за преступления;
в) о сокращении назначенного наказания;
г) о замене назначенного наказания более мягким;
д) об освобождении от дополнительного наказания;
е) о снятии судимости.
Конкретное содержание амнистии определяется в
самом акте об амнистии. Обычно такие акты носят комплексный характер и содержат
предписания нескольких видов из числа предусмотренных ч. 2 ст. 84 УК, а иногда
и не предусмотренных данной нормой (например, в несколько последних постановлений
об амнистии были включены предписания о сокращении не назначенного наказания, а
лишь его неотбытой части).
В разные периоды развития Российского
государства акты об амнистии имели разную правовую форму: указов Президиума
Верховного Совета СССР, Постановлений Верховного Совета СССР и даже Закона СССР
от 01.11.1991 "Об амнистии военнослужащих, уклонившихся от военной
службы". В настоящее время в соответствии с Конституцией РФ акт об
амнистии принимается в виде постановления Государственной Думы.
В связи с тем что практическое применение акта
об амнистии представляет определенную сложность, помимо самого акта об амнистии
Государственная Дума обычно принимает дополнительное постановление о порядке
применения этого акта, в котором разъясняет вопросы, связанные с применением
акта об амнистии (определяются органы, на которые возложено исполнение
амнистии, раскрывается содержание терминов, использованных в акте об амнистии,
и т.д.).
Круг лиц, на которых распространяется действие
конкретной амнистии, определяется в самом акте об амнистии путем максимально
подробного их перечисления.
Например, в соответствии с Постановлением
Государственной Думы от 30.11.2001 "Об объявлении амнистии в отношении
несовершеннолетних и женщин" освобождению от уголовной ответственности
подлежали:
а) подозреваемые и обвиняемые в совершении
преступлений в возрасте до 16 лет, за которые предусмотрено наказание не свыше
6 лет лишения свободы;
б) подозреваемые и обвиняемые в совершении
преступлений в возрасте от 16 до 18 лет, за которые предусмотрено наказание не
свыше 6 лет лишения свободы, ранее не отбывавшие наказания в воспитательных
колониях;
в) женщины, имеющие несовершеннолетних детей;
беременные женщины; женщины старше 50 лет, женщины-инвалиды I или II группы,
подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений, за которые предусмотрено
наказание не свыше 6 лет лишения свободы, и ранее не отбывавшие наказания в
исправительных учреждениях;
г) подозреваемые и обвиняемые в совершении
преступлений в возрасте до 18 лет, подозреваемые и обвиняемые женщины, если за
преступления, в совершении которых подозреваются или обвиняются указанные лица,
предусмотрено наказание, не связанное с лишением свободы.
Этим же Постановлением предписывалось освободить
от наказания женщин, условно осужденных и условно-досрочно освобожденных от
оставшейся неотбытой части наказания, женщин, осужденных к наказаниям, не
связанным с лишением свободы, женщин, отбывание наказания которым отсрочено;
осужденных к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности в
возрасте до 18 лет, осужденных за преступления, совершенные в возрасте до 16
лет, осужденных за умышленные преступления, совершенные в возрасте до 18 лет, к
лишению свободы на срок свыше 6 лет, отбывших не менее половины назначенного
срока наказания, женщин, осужденных за умышленные преступления к лишению
свободы на срок до 5 лет включительно, отбывших не менее одной третьей
назначенного срока наказания.
Указанный акт об амнистии содержал и предписания
сократить неотбытую часть наказания осужденным к лишению свободы, не
подпадающим под действие пунктов об освобождении от уголовной ответственности
или наказания (на две третьих - женщинам, осужденным за неосторожные
преступления, и лицам, совершившим такие преступления в возрасте до 18 лет;
наполовину - осужденным на срок до 6 лет за умышленные преступления,
совершенные в возрасте от 16 до 18 лет, женщинам, имеющим несовершеннолетних
детей, беременным женщинам, женщинам старше 50 лет, женщинам-инвалидам I или II
группы, женщинам, являющимся женами инвалидов войны I или II группы, а также
вдовами или одинокими матерями, чьи мужья и (или) сыновья (дочери) погибли при
защите Отечества; на одну треть - осужденным за умышленные преступления,
совершенные в возрасте до 18 лет, на срок свыше 6 лет, отбывшим менее половины
назначенного срока наказания, и др.).
Рассмотренное Постановление об амнистии можно
отнести к актам об амнистии широкого применения. Вместе с тем в последнее время
все чаще стали объявляться амнистии, относящиеся к более узкому кругу лиц.
Принятие таких актов, как правило, вызывается сложившейся в стране политической
ситуацией.
В качестве примеров так называемых политических
амнистий можно привести Постановления Государственной Думы от 23.02.1994
"Об объявлении политической и экономической амнистии"; от 09.02.1996
"Об объявлении амнистии в отношении лиц, участвовавших в противоправных
действиях, связанных с вооруженным конфликтом на территории Республики Дагестан
в январе 1996 г."; от 12.03.1997 "Об объявлении амнистии в отношении
лиц, совершивших общественно опасные деяния в связи с вооруженным конфликтом в
Чеченской Республике"; от 13.12.1999 "Об объявлении амнистии в
отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в ходе проведения
антитеррористической операции на Северном Кавказе"; от 06.06.2003 "Об
объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской Республики".
В актах об амнистии, как правило, определяется и
круг лиц, на которых ее действие не распространяется. Так, Постановление
"Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской
Республики" содержит перечень лиц, к которым отдельные предписания этого
акта не должны применяться (лица, совершившие деяния повышенной общественной
опасности, исчерпывающий перечень которых приведен в рассматриваемом акте;
лица, совершившие преступления при особо опасном рецидиве; иностранные граждане
и лица без гражданства).
К лицам, в отношении которых наряду с наказанием
были назначены принудительные меры медицинского характера в виде лечения от
алкоголизма или наркомании, а также к осужденным, больным венерическими
заболеваниями, подлежащим освобождению от наказания, акт об амнистии обычно
применяется после завершения интенсивного курса лечения. Однако эти правила
должны быть прямо предусмотрены в акте об амнистии или в постановлении о
порядке его применения.
Амнистия распространяется на всех лиц,
подпадающих под ее действие, независимо от того, согласны они с ней или нет.
Однако амнистия не означает реабилитацию лица и является лишь прощением его за
совершение преступления. Поэтому освобождение от уголовной ответственности в
связи с актом об амнистии возможно только при отсутствии возражений против
этого со стороны обвиняемого. При наличии таких возражений производство по делу
продолжается в обычном порядке и доводится до судебного разбирательства, в
котором суд постановляет либо оправдательный приговор, либо обвинительный, но с
освобождением от наказания по акту об амнистии.
Акт об амнистии является обязательным и
безусловным основанием для смягчения участи лиц, указанных в нем (освобождения
от уголовной ответственности, от наказания, сокращения срока наказания и т.д.).
Такое основание не зависит от усмотрения органов, на которые возложено
применение амнистии (органов дознания, следствия, суда, органов исполнения
наказания соответствующего вида), и не ставится в зависимость от последующего
поведения лица или от каких-то иных условий.
Акты об амнистии обычно распространяются на
уголовно наказуемые деяния, совершенные до его принятия или вступления в силу.
Применение амнистии к длящимся и продолжаемым
преступлениям определяется разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума
Верховного Суда СССР от 04.03.1929 N 23 "Об условиях применения
давности". По общему правилу, акт об амнистии к лицам, совершившим
длящееся преступление, применим, если их деяние было прекращено до вступления в
силу этого акта. Из этого правила возможны исключения, установленные самим
актом об амнистии. Так, Постановление Государственной Думы "О порядке
применения Постановления "Об объявлении амнистии в связи с принятием
Конституции Чеченской Республики" предусматривало применение данной
амнистии в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния в ходе
вооруженного конфликта и (или) проведения контртеррористических операций в
пределах границ бывшей Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической
Республики в период с 12 декабря 1993 г. до дня вступления в силу постановления
об объявлении амнистии, которые отказались от участия в незаконных вооруженных
формированиях либо добровольно сдали оружие и военную технику до 00 часов 1
сентября 2003 г.
При совершении продолжаемых преступлений
амнистия применяется только в случае, если последний акт такого преступления
был совершен до вступления в силу акта об амнистии.
Следует иметь в виду, что сам акт об амнистии не
освобождает от уголовной ответственности или наказания и не смягчает наказание.
Освобождение от уголовной ответственности на основании акта об амнистии
осуществляется органами дознания, следствия (постановлением об отказе в
возбуждении уголовного дела или о его прекращении), а также командованием
дисциплинарных воинских частей, но обязательно утверждается прокурором. По
делам, находящимся на рассмотрении в суде, амнистия применяется судом
(определением суда о прекращении уголовного дела), но при обязательном участии
прокурора. Амнистия может быть реализована обвинительным приговором суда с
освобождением от наказания и судимости; постановлением начальника
исправительного учреждения, санкционированным прокурором, или постановлением
специальной комиссии по освобождению из мест лишения свободы.
Предписания актов об амнистии о снятии судимости
не требуют принятия каких-то специальных актов применения права. Однако снятие
судимости редко предусматривается постановлениями об амнистии (такие положения
содержало, например, Постановление Государственной Думы от 06.06.2003 "Об
объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской
Республики").
2. Помилование
Как и амнистия, помилование представляет собой
проявление гуманизма по отношению к осужденным и также направлено на полное или
частичное аннулирование юридических последствий совершения преступления,
осуществляемое в несудебном порядке.
Помилование применяется к конкретному лицу или
конкретным лицам, обозначенным в акте помилования персонально (т.е. поименно).
Акт помилования, в отличие от акта об амнистии, носит не нормативный, а
индивидуальный характер.
В соответствии со ст. 85 УК акт помилования
применяется только к лицу, осужденному за преступление, и может влечь для
такого лица следующие правовые последствия:
1) лицо может быть освобождено от дальнейшего
отбывания наказания;
2) наказание, назначенное лицу приговором суда,
может быть сокращено;
3) назначенное лицу наказание может быть
заменено более мягким видом наказания;
4) с лица, отбывшего наказание, может быть снята
судимость.
Особое место в законодательстве занимает решение
вопроса о помиловании лиц, осужденных к смертной казни. Согласно ч. 3 ст. 59 УК
смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением
свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет. Однако следует помнить,
что в настоящее время действует мораторий на исполнение смертной казни.
Согласно Конституции РФ помилование осуществляет
Президент РФ. Однако при определенных условиях это право может передаваться
высшему должностному лицу субъекта Федерации. Так, в соответствии с Договором
Российской Федерации и Республики Башкортостан "О разграничении предметов
ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной
власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики
Башкортостан" "правом помилования осужденных судами Республики
Башкортостан" обладает президент этой республики.
Указом Президента РФ от 28.12.2001 N 1500
"О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской
Федерации" установлен новый порядок решения вопросов о помиловании
осужденных. Действовавшая ранее Комиссия по вопросам помилования при Президенте
РФ упразднена. Для обеспечения надлежащей деятельности по разрешению вопросов о
помиловании, предварительного рассмотрения ходатайств, подготовки заключений по
материалам о помиловании комиссии по вопросам помилования образованы на
территориях субъектов Федерации.
Этим же Указом утверждено Положение о порядке
рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, в соответствии с
которым помилование осуществляется путем издания указа Президента РФ о
помиловании на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица,
отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость.
Закон не ограничивает право Президента РФ на
осуществление помилования ни кругом лиц, ни тяжестью преступлений. Однако
указанное Положение содержит перечень лиц, в отношении которых помилование, как
правило, не применяется (лица, совершившие умышленное преступление в период
назначенного судом испытательного срока условного осуждения; злостно нарушающие
установленный порядок отбывания наказания; ранее освобождавшиеся от отбывания
наказания условно-досрочно, по амнистии или актом помилования; лица, которым ранее
производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием).
Согласно установленному Указом Президента РФ от
28.12.2001 N 1500 порядку представления ходатайств о помиловании осужденный
обращается с таким ходатайством к Президенту РФ в письменной форме. Ходатайство
о помиловании регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющего
наказание, и не позднее чем через 20 дней со дня его подачи направляется в
территориальный орган Министерства юстиции РФ в субъекте Федерации вместе с
прилагающимися документами (копией приговора, справкой о состоянии здоровья
осужденного, характеристикой осужденного и др.).
Ходатайство о помиловании в виде снятия
судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам
помилования на территории субъекта Федерации по месту жительства заявителя.
Территориальный орган юстиции не позднее чем
через 7 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет его в
комиссию, которая в свою очередь не позднее чем через 30 дней со дня получения
ходатайства представляет заключение о целесообразности применения акта
помилования в отношении осужденного высшему должностному лицу субъекта
Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти
субъекта Федерации).
Не позднее чем через 15 дней со дня получения
ходатайства о помиловании и заключения комиссии высшее должностное лицо
субъекта Федерации вносит Президенту РФ представление о целесообразности
применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего наказание
и имеющего неснятую судимость. Список лиц, рекомендованных высшим должностным
лицом субъекта Федерации к помилованию, подлежит опубликованию в средствах
массовой информации соответствующего субъекта Федерации в месячный срок со дня
принятия такого решения.
Окончательное решение вопроса о помиловании и
его характере принимает Президент РФ. Указ о помиловании в течение 2 дней после
его издания направляется высшему должностному лицу субъекта Федерации, в МВД
России, территориальный орган юстиции, администрацию учреждения.
В случае отклонения Президентом РФ ходатайства о
помиловании повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее
чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств,
имеющих существенное значение для применения акта помилования.
Вопрос о части наказания, которую осужденный
должен отбыть перед применением к нему помилования, законодательно не решен.
Как правило, с просьбой о помиловании осужденные обращаются по истечении более
или менее значительной части срока назначенного судом наказания (обычно -
половины). Однако в практике известны случаи и более раннего применения
помилования.
3. Судимость
Судимость представляет собой особое правовое
состояние лица, созданное фактом осуждения его за совершение преступления к
какому-либо наказанию и характеризующееся определенными неблагоприятными для
данного субъекта социальными и уголовно-правовыми последствиями. Судимость
завершает реализацию уголовной ответственности в форме, связанной с назначением
лицу наказания. Состояние судимости начинается со дня вступления в законную
силу обвинительного приговора суда и продолжается до момента погашения или
снятия судимости (ч. 1 ст. 86 УК).
По существу, судимость означает официальное
удостоверение факта осуждения лица за определенное преступление и сопряжена с
некоторыми элементами ограничения прав этого лица.
Общесоциальное значение судимости состоит в
следующем. Во-первых, лица, имеющие судимость, не могут выполнять определенные
трудовые функции (занимать должности судей, прокуроров, следователей, работать
сотрудниками милиции и т.д.). Во-вторых, при заполнении официальных анкет лицо
обязано сообщать о наличии у него судимости. В-третьих, в соответствии со ст.
23 Федерального закона от 28.03.1998 "О военной обязанности и военной
службе" лица, имеющие судимость за тяжкое преступление, не призываются на
военную службу. В-четвертых, судимость препятствует лицу в усыновлении ребенка.
В-пятых, над некоторыми категориями лиц, имеющих судимость, может
устанавливаться административный надзор органов внутренних дел. В-шестых,
судимость может служить основанием для некоторого ограничения свободы выбора
места жительства в соответствии с особым статусом некоторых регионов и городов.
В-седьмых, на лиц, имеющих судимость, налагаются определенные ограничения в
приобретении и хранении огнестрельного оружия. В-восьмых, некоторые
государства, например США, ограничивает въезд на их территорию лиц, имеющих
судимость за некоторые преступления.
Уголовно-правовые последствия судимости
наступают в случае совершения лицом, имеющим неснятую и непогашенную судимость,
нового преступления и выражаются в следующем. Во-первых, при наличии различных
комбинаций судимостей за совершение умышленных преступлений устанавливается
рецидив, опасный или особо опасный рецидив. Во-вторых, в ряде случаев судимость
предусмотрена законодателем в качестве признака основного состава преступления
(например, в ст. 314 УК - уклонение от отбывания лишения свободы). В-третьих,
при совершении некоторых преступлений судимость лица за тождественные (а иногда
и за однородные) деяния имеет значение квалифицирующего (или особо
квалифицирующего) признака (например, ч. 2 ст. 213 УК - хулиганство).
В-четвертых, в соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 63 УК наличие судимости
признается отягчающим обстоятельством при совершении лицом нового умышленного
преступления. В-пятых, в ряде случаев наличие судимостей и их число влияют на
условия отбывания наказания в виде лишения свободы (ст. 58 УК). В-шестых, в
случаях совершения нового преступления лицом, отбывающим наказание за ранее
совершенное преступление, подлежат применению более жесткие правила назначения
наказания по совокупности приговоров (ст. 70 УК). В-седьмых, судимость за
преступления той или иной категории может ужесточить условия применения условно-досрочного
освобождения от отбывания наказания. В-восьмых, наличие неснятой и непогашенной
судимости является препятствием для освобождения от уголовной ответственности
по некоторым основаниям (в связи с деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим).
В-девятых, как правило, наличие судимостей за ряд тяжких или особо тяжких
преступлений при последующем совершении нового умышленного преступления
является препятствием для применения в отношении этих лиц актов об амнистии
(такие положения обычно включаются в содержание этих актов).
Часть 2 ст. 86 УК содержит правило, в
соответствии с которым лица, совершившие преступление, но освобожденные от
наказания, считаются несудимыми. Следует, однако, иметь в виду, что это
положение закона относится только к окончательным и полным основаниям
освобождения от наказания.
Действующее законодательство предусматривает два
способа прекращения состояния судимости: погашение и снятие.
Погашение судимости означает автоматическое
прекращение всех правовых последствий, связанных с фактом осуждения лица за
совершение преступления, вследствие истечения указанных в законе сроков. При
этом для признания лица не имеющим судимости не требуется ни специального
судебного решения, ни иного документа, удостоверяющего этот факт.
В действующем уголовном законодательстве сроки
погашения судимости дифференцируются в зависимости от вида назначенного
наказания и категории совершенного преступления. Исключение сделано только для
лиц, условно осужденных: судимость этих лиц погашается по истечении
испытательного срока (п. "а" ч. 3 ст. 86 УК), если условное осуждение
не было отменено по основаниям, предусмотренным ст. 74 УК.
Согласно п. "б" ч. 3 ст. 86 УК срок
погашения судимости для лиц, осужденных к наказанию, более мягкому, чем лишение
свободы, составляет 1 год. В таких случаях категория совершенного преступления
не имеет значения. При осуждении лица к лишению свободы срок погашения
судимости зависит от категории совершенного преступления и составляет: 3 года -
для лиц, осужденных за преступления небольшой или средней тяжести; 6 лет - для
лиц, осужденных за тяжкие преступления, и 8 лет - для лиц, осужденных за особо
тяжкие преступления.
В отличие от УК РСФСР действующий УК не
предусматривает исключений из правила о погашении судимости, а также прерывания
течения сроков судимости. В соответствии с правилами ст. 86 УК в случаях, если
лицу назначено помимо основного и дополнительное наказание, срок погашения
судимости начинает течь с момента отбытия не основного, а дополнительного
наказания.
Часть 4 ст. 86 УК определяет правило, по
которому при досрочном освобождении осужденного от отбывания наказания, а также
замене назначенного наказания более мягким видом наказания срок погашения
судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента
освобождения от основного и дополнительного наказания.
Если приговор не был приведен в исполнение при
отсутствии уклонения осужденного от отбывания наказания, то с истечением сроков
давности исполнения обвинительного приговора лицо считается несудимым (ст. 78
УК).
Снятие судимости означает прекращение действия
ее правовых последствий до истечения установленных УК сроков погашения
судимости. В соответствии с ч. 5 ст. 86 УК, если осужденный после отбытия
наказания вел себя безупречно, то по его ходатайству суд может досрочно снять с
него судимость. При этом законодательство не определяет, после истечения какой
части срока судимости возможно обращение с таким ходатайством.
Помимо судебного порядка снятия судимости
законодательство предусматривает возможность такого снятия актом об амнистии
или посредством помилования.
С момента погашения или снятия судимости лицо, в
прошлом судимое, признается несудимым, а все правовые последствия, связанные с
фактом совершения этим лицом преступления и осуждения за него, окончательно и
безусловно аннулируются.
Снятие судимости
следует отличать от реабилитации лица. Реабилитация означает признание
государством ошибочности осуждения лица за совершение преступления. При снятии
судимости факт совершения лицом преступления не подвергается сомнению, и лишь
принимается решение о досрочном прекращении реализации уголовной
ответственности.
Литература
1. "ВВЕРЕННОЕ
ИМУЩЕСТВО" В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ"
(И. Клепицкий)
("Законность", N 12, 1995)
2. "НОВЕЛЛЫ
УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ЗАКОНА И КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ
ЧЕЛОВЕКА"
(Е. Центров)
("Законность", N 7, 2003)
3. "НЕКОТОРЫЕ
ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПОД СТРАЖУ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ"
(В.И. Семенюк)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление",
2006, N 1)
4. "ОБЯЗАННОСТИ
КАК ЭЛЕМЕНТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА СОТРУДНИКА
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ"
(А.В. Каляшин)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление",
2006, N 4)
5. "О
СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ВРЕМЕНИ"
(В.М. Мешков, А.Н. Соколов)
("Журнал российского права", 2006, N 2)
6. "ОТМЫВАНИЕ
ДЕНЕГ" В СОВРЕМЕННОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ"
(И.А. Клепицкий)
("Государство и право", N 8, 2002)
7. "ПРАВОВОЙ,
ЭТИЧЕСКИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ ТАКТИКИ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ
РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ"
(Р. Джансараева)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление",
2006, N 2)
8. "ПРЕДМЕТ И
ПРЕДЕЛЫ ДОКАЗЫВАНИЯ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ"
(П.С. Ефимичев)
("Журнал российского права", N 9, 2001)
9. "ПРОБЛЕМЫ
ОБЪЕКТИВНОЙ СТОРОНЫ НЕЗАКОННОЙ ПОРУБКИ ДЕРЕВЬЕВ И КУСТАРНИКОВ (ВНЕСЕНИЕ
ИЗМЕНЕНИЙ В ДЕЙСТВУЮЩУЮ РЕДАКЦИЮ СТАТЬИ 260 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ)"
(А.Д. Гордиенков, Н.В. Колодина)
("Экологическое право", 2005, N 6)
10. "АКТЫ ОБ АМНИСТИИ И
ПОМИЛОВАНИИ"
(Э. Аскеров)
("Законность", 2005, N 11)