Уголовно-процессуальные меры обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства
Уголовно-процессуальные
меры обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства
Необходимость обеспечения безопасности участников
уголовного судопроизводства была впервые официально признана Законом СССР от 12
июня 1990 г. N 1556-I "О внесении изменений и дополнений в Основы
уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик" . Закон
установил "обязанность органов дознания, следователя, прокурора и суда
принимать меры к обеспечению безопасности участников процесса и иных лиц"
"...при наличии достаточных данных, что потерпевшему, свидетелю или другим
участвующим в деле лицам, а также членам их семей или близким родственникам
угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением
имущества либо иными противоправными действиями, орган дознания, следователь,
прокурор, суд обязаны принять предусмотренные законодательством Союза ССР и
союзных республик меры к охране жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества
этих лиц, а также к установлению виновных и привлечению их к
ответственности" (ст. 27.1). Данная статья должна была действовать
одновременно с положениями Уголовно-процессуального кодекса РСФСР. Однако в ней
содержалась бланкетная отсылка к иным законодательным актам, которые так и не
были приняты. Более того, Федеральным законом от 18 декабря 2001 г. N 177-ФЗ "О
введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской
Федерации" данные Основы признаны утратившими юридическую силу на
территории страны.
Таким образом, система норм, регламентирующих
безопасность участников уголовного судопроизводства, из-за отсутствия
какого-либо первоначального опыта в данной сфере правового регулирования в УПК
РФ установлена вновь.
Отправные положения, касающиеся безопасности
участников уголовного судопроизводства, закреплены в ч. 3 ст. 11 УПК РФ в
качестве составной части принципа охраны прав человека и гражданина в уголовном
судопроизводстве. Тот факт, что данные нормы определены на столь высоком
уровне, в полной мере подтверждает значимость безопасности лиц, содействующих
правосудию. Неслучайно Конституция РФ в ст. 2 закрепила, что человек, его права
и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и
свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В норме ч. 3 ст. 11 УПК РФ, как и в иных
уголовно-процессуальных нормах, можно выделить три составные части: гипотезу
(т.е. условия, при которых применяется правило), диспозицию (т.е. само правило
поведения) и ответственность (указание на то, какая ответственность может
наступить в случае неисполнения правил диспозиции).
Гипотезой в данном случае является наличие
достаточных данных о том, что в отношении одного или нескольких участников
уголовного судопроизводства поступили угрозы убийством, применением насилия,
уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными
деяниями. Таким образом, для применения мер безопасности достаточно и угрозы,
так как при осуществлении угроз, помимо данных мер, следует применять и
адекватные меры реагирования путем возбуждения уголовных дел и последующего
уголовного судопроизводства. Несомненно, уголовные дела возбуждаются и при
приготовлении или покушении на совершение данных преступлений. Кроме того, в
некоторых случаях уголовное дело возбуждается и после поступления угроз. Так, в
соответствии со ст. 119 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ) уголовная
ответственность наступает и за угрозу убийством или причинением тяжкого вреда
здоровью, если имелись основания опасаться осуществления этой угрозы.
Указание в гипотезе данной нормы на "наличие
достаточных данных" означает, что в материалах уголовного дела должны
содержаться конкретные доказательства того, что в отношении участника
уголовного судопроизводства поступали такие угрозы. Соответствующие сведения
могут содержаться в одном или нескольких источниках, указанных в ч. 2 ст. 74
УПК РФ. Это могут быть показания участников уголовного судопроизводства,
вещественные доказательства, протоколы следственных и судебных действий, иные
документы (в том числе записки, содержащие угрозы).
Сведения о наличии угроз могут быть получены и в
результате оперативно-розыскных мероприятий, которые для их введения в
уголовный процесс оформляются рапортом. Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального
закона от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ (в последующих редакциях) "Об
оперативно-розыскной деятельности" результаты ОРД могут использоваться в
доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями
уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации,
регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств. Данное положение
конкретизировано Инструкцией о порядке представления результатов
оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в
суд. В любом случае представляемые сведения должны позволять сделать вывод о
наличии события и его противоправности (п. 5 Инструкции).
Особенностью диспозиции ч. 3 ст. 11 УПК РФ является
то, что она адресует правоприменителя к конкретным положениям, закрепленным в
иных статьях Кодекса.
Часть 9 ст. 166 УПК РФ содержит наиболее
распространенную в настоящее время процедуру обеспечения безопасности
участников уголовного судопроизводства. Согласно данной норме при необходимости
обеспечить безопасность потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких
родственников, родственников и близких лиц следователь вправе в протоколе
следственного действия, в котором участвуют потерпевший, его представитель или
свидетель, не приводить данные об их личности. В этом случае выносится
специальное мотивированное постановление, в котором указывается псевдоним
данного участника и приводится образец его подписи.
В диспозиции рассматриваемой нормы упоминается и ст.
186 УПК РФ, регламентирующая порядок производства контроля и записи
переговоров. Согласно ч. 2 указанной статьи при наличии угрозы совершения
насилия, вымогательства и других преступных действий в отношении потерпевшего,
свидетеля или их близких родственников, родственников, близких лиц контроль и
запись телефонных и иных переговоров допускаются по письменному заявлению
указанных лиц, а при отсутствии такого заявления - на основании судебного
решения.
При предъявлении лица для опознания (ст. 193 УПК РФ)
в целях обеспечения безопасности опознающего следователь в соответствии с ч. 8
данной статьи может проводить опознание в условиях, исключающих визуальное
наблюдение опознающего опознаваемым. В этом случае понятые находятся в месте
нахождения опознающего.
С целью обеспечения безопасности участников
судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких
лиц возможно назначение закрытого судебного разбирательства (п. 4 ч. 2 ст. 241
УПК РФ).
При необходимости обеспечения безопасности
свидетеля, его близких родственников, родственников и близких лиц суд согласно
ч. 5 ст. 278 УПК РФ без оглашения подлинных данных о личности свидетеля вправе
произвести его допрос в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля
другими участниками судебного разбирательства, о чем суд выносит определение
или постановление.
Вышеуказанные процедуры и образуют содержание
диспозиции нормы, помещенной в ч. 3 ст. 11 УПК РФ.
В свою очередь, санкции уголовно-процессуальных норм
состоят в указании на возможность применения государственных мер, направленных
на восстановление нарушенного правоотношения.
Санкцией нормы, закрепленной в ч. 3 ст. 11 УПК РФ,
является возможность применения мер, направленных на обеспечение надлежащего
порядка уголовного судопроизводства. Так, если данные меры, несмотря на их
необходимость, соблюдены не были, то доказательства, которые были получены в
условиях, создающих угрозу для жизни, здоровья и имущества указанных лиц, а
также их близких родственников, родственников или близких лиц, должны быть
признаны недопустимыми (п. 3 ч. 2 ст. 75 УПК РФ).
Кроме того, должностное лицо органа уголовного
судопроизводства, которое не приняло надлежащих мер безопасности, привлекается
к различным видам юридической ответственности вплоть до уголовной (ст. 293 УК
РФ "Халатность").
Помимо перечисленных выше уголовно-процессуальных
мер следует обратить внимание на возможность осуществления предупредительных
(профилактических) мер безопасности. Так, в ходе следственных действий следователь
вправе (и обязан) выявлять случаи потенциальных угроз в адрес участников
уголовного судопроизводства и реагировать на них надлежащим образом. Это
касается и ситуаций, когда поведение допрашиваемого подозреваемого или
обвиняемого, наличие у него судимости, факт совершения им насильственного
преступления дают основание для вывода о возможности противоправного
воздействия на потерпевшего, свидетелей и иных участников уголовного
судопроизводства. К профилактическим мерам следует отнести разъяснения о
возможности наступления уголовной ответственности за совершение преступлений
против указанных участников, а также о недопустимости угроз и иных
противоправных действия.
Весьма важное средство профилактического воздействия
- разъяснение лицу того, что посягательство на безопасность участников
уголовного судопроизводства будет крайне негативно оцениваться следователем и
прокурором при разрешении вопроса о возможном прекращении уголовного дела по
основаниям, не вызывающим реабилитацию, а также судом при определении вида и
размера наказания (в случае признания лица виновным).
Вышеизложенное позволяет обосновать вывод о том, что
система уголовно-процессуальных мер, направленных на обеспечение безопасности
участников уголовного судопроизводства, включает в себя три группы мер:
1) меры, непосредственно направленные на обеспечение
безопасности при производстве конкретных процессуальных действий;
2) сопутствующие меры, принятие которых создает
надлежащие условия для уголовного судопроизводства и тем самым минимизирует
необходимость применения мер первой группы (ко второй группе относятся
профилактические меры, которые могут осуществляться в ходе производства по
уголовному делу);
3) меры, закрепленные в иных нормативных правовых
актах, которые не должны противоречить Конституции РФ, федеральным
конституционным законам и УПК РФ.
Литература
1. "КОММЕНТАРИЙ К
ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 20 АВГУСТА 2004 Г. N 119-ФЗ "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ЗАЩИТЕ ПОТЕРПЕВШИХ, СВИДЕТЕЛЕЙ И ИНЫХ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО
СУДОПРОИЗВОДСТВА"
(постатейный) (Т.С. Кобцова, П.В. Кобцов, А.Б. Смушкин)
(Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2006)
2. "ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА. КОММЕНТАРИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ОСНОВНЫЕ
ПОЛОЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ И НОВАЦИИ" (постатейный) (Б.Д. Завидов, А.А. Орлова,
И.А. Попов, Н.Е. Сурыгина, С.Ф. Шумилин)
(Подготовлен для Системы КонсультантПлюс, 2004)
3. "К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМАХ
МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ РФ С ГОСУДАРСТВАМИ -
УЧАСТНИКАМИ СНГ И ДРУГИМИ ГОСУДАРСТВАМИ В СФЕРЕ ВЫДАЧИ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ И ОКАЗАНИЯ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ
ПРЕСТУПЛЕНИЙ" (В.П. Волобуев)
("Уголовное судопроизводство", 2006, N 1)
4. "БЕЗОПАСНОСТЬ
УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА СО СТОРОНЫ ОБВИНЕНИЯ И ЗАЩИТЫ"
(Л. Гребенщикова) ("Адвокатская практика", 2005, N 6)
5. "СПЕЦИАЛИСТ КАК
СВЕДУЩЕЕ ЛИЦО И УЧАСТНИК ПРОЦЕССА ДОКАЗЫВАНИЯ В УГОЛОВНОМ
СУДОПРОИЗВОДСТВЕ" (Е.П. Гришина, И.В. Абросимов) ("Современное
право", 2005, N 8)
6. "СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВ РАЗЛИЧНЫХ СТРАН В ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ ПОТЕРПЕВШИХ,
СВИДЕТЕЛЕЙ И ИНЫХ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА"
(К.О. Ромодановский) ("Российский следователь", 2005, N 10)
7. "МЕЖДУНАРОДНЫЕ
СТАНДАРТЫ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАЩИТЫ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО
СУДОПРОИЗВОДСТВА"
(К.О. Ромодановский) ("Российский следователь", 2005, N 9)
8. "ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ОСНОВНЫХ УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА: НОВЫЕ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ И
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ"
(Ф. Кобзарев) ("Российская юстиция", N 12, 2003)
9. "ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ КАК
УЧАСТНИК УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА СО СТОРОНЫ ЗАЩИТЫ"
(В. Быков) ("Российская юстиция", N 3, 2003)
10.
"К
ВОПРОСУ О КОНКРЕТИЗАЦИИ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО СТАТУСА УЧАСТНИКОВ УГОЛОВНОГО
СУДОПРОИЗВОДСТВА ПРИ ПРЕКРАЩЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА В СВЯЗИ С ПРИМИРЕНИЕМ
СТОРОН" (О.Б. Виноградова) ("Российский следователь", N 1, 2003)