рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~
 

МЕНЮ

рефератыГлавная
рефератыБаза готовых рефератов дипломов курсовых
рефератыБанковское дело
рефератыГосударство и право
рефератыЖурналистика издательское дело и СМИ
рефератыИностранные языки и языкознание
рефератыПраво
рефератыПредпринимательство
рефератыПрограммирование и комп-ры
рефератыПсихология
рефератыУголовное право
рефератыУголовный процесс
рефератыУправление персоналом
рефератыНовые или неперечисленные

рефераты

РЕКЛАМА


рефераты

ИНТЕРЕСНОЕ

рефераты

рефераты

 

Возбуждение уголовного дела

рефераты

Возбуждение уголовного дела


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



Курсовая работа по уголовно-процессуальному праву на тему: «Возбуждение уголовного дела».


                Выполнил:

                    студент 13-ой группы

                        третьего курса МДФ

Котко Антон Викторович


    Научный руководитель:

 доцент

Чистякова Валентина Степановна








Москва 2005г.

 

 

 

Содержание.

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………….…...С.3.

1.История возникновения стадии возбуждения уголовного дела………………………………………………………………С.4.

2. Понятие и значение возбуждения уголовного дела…..….С.7.

3. Органы и лица, имеющие право на возбуждение уголовных дел……………………………………………………….……....С.9.

4. Поводы для возбуждения уголовного дела…………..….С.10.

5. Основания возбуждения уголовного дела…………….....С.12.

6. Порядок возбуждения уголовного дела……………….....С.14.

7.Особенности возбуждения уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц………………………………….…С.16.

8.Обстоятельства, исключающие возбуждение уголовного дела, отказ в возбуждении уголовного дела……….………..С.18.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………..….С.21.

Список использованной литературы……………..….С.23.

 

 

 

 

 













 







ВВЕДЕНИЕ


Возбуждение уголовного дела имеет огромное значение для уголовного процесса, оно является его первоначальной стадией и предшествует дознанию и предварительному следствию. Возбуждение уголовного дела осуществляет определённый круг субъектов; оно завершается принятием процессуального решения, определяющего дальнейшее движение уголовного дела.

Институт возбуждения уголовного дела имеет важное политическое и процессуальное значение, он призван обеспечить правильную, целеустремлённую, наступательную, активную и инициативную борьбу с преступлениями, которая должна осуществляться в точном соответствии с законом. Получая заявления и сообщения о совершённых или готовящихся преступлениях, компетентные органы, правомочные осуществлять уголовно-процессуальную деятельность должны установить наличие или отсутствие необходимых условий для законного или обоснованного начала производства по уголовному делу. Должностное лицо, подписавшее постановление о возбуждении уголовного дела или давшее согласие на возбуждение уголовного дела, несёт ответственность за законность и обоснованность своего решения.

Возбуждение уголовного дела -  самостоятельная стадия уголовного процесса, которая обладает  всеми признаками, характеризующими стадию уголовного процесса (конкретные задачи, своеобразное выражение основных принципов уголовного процесса, специфический круг уголовно-процессуальных действий и правоотношений и др.). Эта стадия независима от других этапов движения дела, и она обусловлена характером разрешаемых вопросов. В частности здесь не только принимаются сообщения о совершенном преступлении, но и осуществляется проверка полученных сведений, а также принимается обоснованное решение о возбуждении уголовного дела или отказе в нем. При возбуждении уголовного дела осуществляется двойная задача. С одной стороны, реагирование на каждый факт совершения преступления, а с другой - ограждение последующих этапов уголовного процесса.

В уголовном процессе существуют две досудебные стадии: стадия возбуждения уголовного дела и стадия предварительного расследования. Предварительное расследование, в свою очередь, осуществляется в двух формах (предварительное следствие и дознание), в каждой из которых имеется множество проблем. Именно при возбуждении уголовного дела допускается огромное количество нарушений, связанных как с незаконным возбуждением уголовного дола, так и с неправомерным отказом в его возбуждении.

В возбуждении уголовного дела находит принцип публичности уголовного процесса, суть которого заключается в том, что в случае обнаружения признаков преступления прокурор, а также дознаватель и следователь с согласия прокурора обязаны возбудить уголовное дело.

До вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого, постановление о возбуждении уголовного дела является основным документом, определяющим содержание возможного обвинения и квалификацию преступления, оно также является основой, на которой на первых парах ведётся расследование, в каком направлении должно вестись производство по делу. Следователь рассматривает постановление о возбуждении уголовного дела лишь как исходный момент для производства расследования и руководствуется им постольку, поскольку в ходе расследования не обнаружит таких данных, которые меняют направление расследования.



1.История возникновения стадии возбуждения уголовного дела.


В процессуальных законах первых лет Советской власти не регламентировалась начальная стадия произ­водства по делу. Тем не менее представляется возможным просле­дить по декретам, положениям и инструкциям развитие института возбуждения уголовного дела, хотя не во всех этих документах имеются прямые указания по данному вопросу.

Декрет о суде № 1 не содержит прямых указаний на возбуж­дение уголовных дел. Но из всего содержания этого исторического декрета вытекает, что на суды была возложена работа большой государственной важности по борьбе с преступностью. На местных народных судей было возложено возбуждение уголовных дел, от­несенных к их подсудности, а на революционные трибуналы — вся полнота функций по возбуждению уголовных дел против контрре­волюционеров, мародеров, саботажников и других преступни­ков. Компетенцией народных судов и трибуналов определялись и их права по возбуждению уголовных дел. В инструкции Народного комиссариата юстиции «О револю­ционном трибунале, его составе, делах, подлежащих его ведению, налагаемых им наказаниях и о порядке ведения его заседаний» от 19 декабря 1917 г. уже отчетливо говорится о начальной стадии уголовного процесса. В п. «д» ст. 3 указывается, что «поводами к возбуждению дел служат сообщения судебных и администра­тивных мест и должностных лиц, общественных, профессиональных, партийных организаций и частных лиц».

Правда, мы здесь еще не находим определенных указаний по вопросу о том, в какой мере эти сообщения обязательно влекут за собой расследование и рассмотрение дел, то есть нет указаний на то, что наличия одного повода еще не достаточно для возбуждения уголовного дела, а  также требуется наличие для этого соответ­ствующих оснований. Но этот корректив вносился самой прак­тикой.

В постановлении Народного комиссариата юстиции «Об органи­зации и действии Местных Народных Судов» от 23 июля 1918 г.  начальная стадия возбуждения уголовного дела находит еще более четкое выражение. В этом постановлении содержится специ­альный раздел «О порядке начатия дел». В ст. 15 постановления говорится: «Производство в Местном Народном Суде начинается по просьбе граждан, по предложению Советов и должностных лиц и по собственному усмотрению в тех случаях, когда Суду, в лице хотя бы одного из своих членов, пришлось наблюдать нарушение законов». В рассматриваемом постановлении о местных народных судах указывается не встречавшийся в ранее изданных декретах и инструкциях повод, состоящий в личном усмотрении состава суда или одного из членов суда. В постановлении нашла отраже­ние та практика, которая уже установилась и ко времени его вы­несения получила широкое распространение. Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комите­та «О Народном Суде Российской Социалистической Федератив­ной Советской Республики» от 30 ноября 1918 г. представляет собой, как известно, по существу первый относительно полный кодекс судоустройства и судопроизводства. Естественно поэтому, что в нем более четко по сравнению с ранее изданными декре­тами, положениями и инструкциями регламентируется порядок и условия возбуждения уголовных дел. «Производство в Народном Суде,— говорится в ст. 53 декрета.— начинается по заявлению граждан, по предложению Исполнительных Комитетов Советов Рабочих и Крестьянских Депутатов, должностных лиц и по усмот­рению Суда и тех случаях, когда суд обнаружит нарушение декрета Рабоче-Крестьянского Правительства или совершение преступления». Существенно, что усмотрение Суда как повод к началу производства по делу допускается не только в тех случаях, когда суд «наблюдает» нарушение законов, но и в случаях, когда он «обнаружит» такое нарушение. Права суда в этом отношении были значительно расширены.

Как и в ранее изданных декретах и инструкциях, в рассматри­ваемом декрете от 30 ноября 1918 г. говорится лишь об одном органе, имеющем право возбуждать уголовное дело, В действи­тельности круг лиц и органов, по инициативе которых дело могло быть возбуждено, был значительно шире.

Уже в первые годы Советской власти правотворчество мест неизменно направлялось на укрепление революционной закон­ности, что не могло не коснуться вопроса об обоснованности воз­буждения уголовных дел как важного фактора стабильной закон­ности в стране.

Декрет ВЦИК о Революционных Трибуналах от 12 апреля 1919 г, не предусматривает стадии возбуждения уголовного дела. Лишь в ст. 13 декрета есть упоминание, что «все сообщения, по­ступающие в Следственную Комиссию, немедленно направляются в соответствующие органы, ведущие розыск в борьбе со всяким преступлением», а в ст. 12 содержатся указания о правах следст­венных комиссий по делам, «возбуждаемым и разбираемым в Ре­волюционных Трибуналах».

В декрете ВЦИК «О Революционных Военных Трибуналах», изданном несколько позднее (20 ноября 1919 г.), о возбуждении уголовных дел говорится уже определенно и четко. В ст. 18, поме­щенной в главе «Начатие дел», сказано: «Поводами к начатию дел в Революционных Военных трибуналах служат: а) заявление граждан, а также сообщения военных и гражданских судебных и административных мест и должностных лиц, б) непосредственное усмотрение Революционного Военного Трибунала, в) явка с по­винной».

Вслед за этим общим Положением о революционных трибуналах, Революционным Военным Советом Республики было вскоре издано новое Положение о Революционных Военных Трибуналах. Статья 1 этого Положения воспроизводит в основном текст ст. 1 Положения от 18 марта 1920 г., согласно которой дела paссматриваются трибуналами по направлениям Революционных Военных Советов, особых отделов, чрезвычайных комиссий по борьбе с дезертирством, рабоче-крестьянской и военных инспек­ций, а также учреждений, которым предоставлено соответствующее право. Поводами к начатию дела могут также служить заявления граждан, сообщения военных и гражданских судебных и административных мест и должностных лиц, политические сводки соответствующих органов. Что касается этих сводок, то Положение специально оговаривает, что по политическим сводкам дела могут быть возбуждены, если «трибунал усмотрит достаточные для воз­буждения уголовного или политического преследования осно­вания».

В Положении ВЦИК о народном суде РСФСР от 21 октября 1920 г. впервые разграничиваются функции органов следствия и суда по возбуждению уголовных дел. Согласно ст. 32 «Народные Следователи приступают к производству предварительного след­ствия: 1) по заявлениям граждан, 2) по сообщению милиции, дол­жностных лиц и учреждений, 3) по постановлению Народного Суда, 4) по своему усмотрению». Согласно ст. 53 производство в народном суде начинается по заявлению граждан, по предло­жению исполнительных комитетов Советов РК и КД, должностных лиц и по усмотрению суда.

Задача дальнейшего укрепления законности настоятельно вы­двигала потребность более полной регламентации, и притом в кодифицированной форме, вопросов судопроизводства, в частно­сти возбуждения уголовного дела. Этот вопрос стал особо акту­альным после разгрома иностранной военной интервенции и окон­чания гражданской войны.

Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР редакции 1922 года дает полный перечень поводов к возбуждению уголовных дел и предусматривает условия возбуждения дел. Уголовно-процессу­альный кодекс РСФСР редакции 1923 года почти точно воспроиз­водит нормы Уголовно-процессуального кодекса первой редакции1.

В таком виде и сложился действующий ныне институт возбуж­дения уголовного дела. Спорным является вопрос о том, изменились ли цели и задачи стадии возбуждения уголовного дела, но совершенно ясно, что основная функция стадии возбуждения уголовного дела, как и всего уголовного процесса в первые годы своего возникновения заключалась в укреплении государственной власти и законности. В соответствии со статьёй 6 современного УПК уголовное судопроизводство имеет своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а так же защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения её прав и свобод.



2. Понятие и значение возбуждения уголовного дела.


Возбуждение уголовного дела в настоящий момент можно определить с трёх сторон: как институт, как решение и как стадию уголовного судопроизводства:

1)   Под возбуждением уголовного дела понимается уголовно-процессуальный институт, представляющий собой совокупность норм, регламентирующих отношения при приёме, регистрации, рассмотрении и разрешении сообщения о преступлении.

2)   Под возбуждением уголовного дела решение, вынесенное в форме постановления, завершающая рассмотрение сообщения о преступлении и выступающая юридическим фактом для начала расследования преступления.

3)   Возбуждение уголовного дела означает начальную стадию уголовного судопроизводства, характеризующуюся самостоятельностью задач, кругом участников правоотношений, содержащимися процессуальными средствами, сроками и решениями.

Стадия возбуждения уголовного дела характеризуется рядом признаков:

1.   Временные границы: в соответствии со статьёй 144 УПК дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь и прокурор вправе требовать производства документальных проверок, ревизий и привлекать к их участию специалистов. Но в соответствии с частью 3-ей этой же статьи прокурор, начальник следственного отдела, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, предусмотренный срок, а при необходимости документальных проверок или ревизий прокурор вправе по ходатайству следователя или дознавателя продлить этот срок до 30 суток;

2.  содержание данной стадии составляет деятельность по рассмотрению сообщения о преступлении и принятие соответствую­щего решения, обусловленного задачей данной стадии;

3.  целью этой стадии является установление процессуальных условий, необходимых для законного и обоснованного возбужде­ния уголовного дела, т.е. установление законности повода и доста­точности основания для возбуждения уголовного дела или установ­ление процессуальных оснований для отказа в возбуждении уго­ловного дела;

4.  задачами данной стадии являются прием, регистрация и раз­решение сообщений о преступлениях с одновременным закрепле­нием следов преступления и принятие мер, направленных на пред­отвращение и пресечение преступления;

5.  в процессе осуществления деятельности в данной стадии воз­никают, развиваются и завершаются правоотношения только между субъектами этой деятельности, процессуаль­ные отношения между иными лицами в данной стадии законом не регламентированы и, следовательно, не допустимы (например, не­допустимо требовать представления объяснений от лица, которое указано в заявлении, как лицо совершившее преступление).

                       В процессе осуществления деятельности в данной стадии возникают, изменяются и прекращаются правоотношения. Для проверки сообщения о преступлении могут быть приме­нены такие средства, как проверка данных о заявителе, его доку­ментов, уточнение данных, содержащихся в сообщении о преступ­лении. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания или следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации. В качестве исключения закон разрешает в случаях, не терпящих отлагательства, проведение для проверки сообщения о преступлении следственных действий, исчерпывающе указав на их перечень — это осмотр места происшествия, освидетельствование, на­значение судебной экспертизы (п.4 ст. 46 УПК).1

Акт возбуждения уголовного дела является юридическим фак­том, вызывающим расследование и разрешение дела по существу. Таким образом, сущность стадии возбуждения уголовного дела включается в установлении наличия или отсутствия предпосылок для начала расследова­ния дела. Применение мер процессуального принуждения и производство следственных действий могут проводиться только тогда, когда имеются достаточные данные, указывающие на признаки вступления. В этом смысле стадия возбуждения уголовного дела выступает одной из гарантий соблюдения прав и законных интересов лиц (физических и юридических). Своевременное возбуждение уголовного дела способствует успешному его расследованию, тем более, когда оно совершается по горячим следам. И, напротив, запоздалое реагирование на сиг­нал о совершенном или готовящемся преступлении может при­вести к утрате доказательств и потому серьезно затруднить рас­следование либо обречь его на неудачу.


3. Органы и лица, имеющие право на возбуждение уголовных дел.


В соответствии со статьёй 146 УПК при наличии повода и основания, дознаватель или следователь с согласия прокурора, а также прокурор в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, должны возбуждать уголовные дела.

     Прокурор вправе возбудить уголовное дело  о  любом преступлении, независимо от  подследственности дела.  Это вытекает из возложенной на прокурора функции уголовного преследования,  выполняя которую он или его заместитель «…по основаниям установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности».

     Следователь возбуждает  уголовные дела в пределах своей компетенции, исходя из правил о подследственности (ст. 151 УПК). Если данные о преступлении получены непосредственно следователем, то он выносит постановление о возбуждении уголовного дела и принимает его к своему производству для расследования.

     В данном случае можно сказать, что в одном постановлении  содержатся два постановления, которые относятся к различным стадиям уголовного процесса:

1) постановление о возбуждении уголовного дела, относящееся к стадии возбуждения уголовного дела,

2) постановление о принятии дела к своему производству, составляющее начальный момент предварительного следствия (ст. 156 УПК). О возбуждении уголовного дела следователь обязан сообщить прокурору.

     Орган дознания в пределах компетенции, определяемой ст. 40 УПК возбуждает  уголовные дела.

     Различается деятельность органов дознания по делам, по которым предварительное следствие обязательно и по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, в последнем случае материалы дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде. По делам, по которым производство предварительного следствия обязательно орган дознания  выполняет неотложные следственные действия, а затем передает дело   по подследственности следователю.

Существуют некоторые особенности возбуждения уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации. В этом случае прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела и материалы передаются прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности. Поскольку указанными лицами, в силу особых условий, расследование начинается без согласия прокурора на возбуждение уголовного дела и могут быть произведены любые неотложные следственные действия без ограничения их перечня (ч.3 ст. 40 УПК), прокурор, получив постановление о возбуждении уголовного дела и материалы расследования, в случае признания факта незаконного и необоснованного возбуждения уголовного дела, своим постановлением отменяет постановление о возбуждении уголовного дела и прекращает производство по делу

    Перечень органов и  должностных лиц уполномоченных возбуждать уголовные дела является исчерпывающим.



4. Поводы для возбуждения уголовного дела.


Поводы к возбуждению уголовного дела – это те устано­вленные законом источники, из которых полномочные органы государства или должностные лица получают информацию о совершенном или готовящемся преступлении и которые обязы­вают их принять решение приступить к производству по уго­ловному делу.

Согласно статье 140 УПК ими являются: 1) заявление о преступлении; 2) явка с повинной; 3) сообщение о совершённом или готовящемся преступлении, полученное из других источников.

Рассмотрим поводы к возбуждению уголовного дела:

1.Заявление о преступлении граждан являются наиболее распространенными поводами к возбуждению уголовного дела. Заявление гражданина представляет собой устное или письменное сообщение о преступлении, исходящее от определенного лица и адресованные органом, уполномоченным возбуждать уголовные дела сообщения о совершенном или готовящемся преступлении независимо от того,  причинен ли преступным деяниям вред заявителю или другим лицам и организациям. Исключение составляют дела, возбуждаемые по заявлению потерпевшего (его законного представителя, представителя) о признаках преступлений по делам частного и частнопубличного обвинения.

Заявление о преступлении может быть сделано в устном или письменном виде. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем, а устное заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя. Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия или в ходе судебного разбирательства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действия или протокол судебного заседания. В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, оформляется рапорт об обнаружении признаков преступления. При подаче заявления, заявитель предупреждается об уголовной ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со статьей 306 Уголовного кодекса Российской Федерации, о чем в протоколе делается отметка, которая удостоверяется подписью заявителя. Анонимные заявления не могут служить поводом к возбуж­дению уголовного дела, но должны побуждать к проверке содер­жащихся в них сведений о противоправных фактах. Поводом к возбуждению уголовного дела в этом случае могут стать полученные в результате такой проверки данные.

Постановлениями Правительства, приказами, инструкция­ми ряда министерств и ведомств определена обязанность руково­дителей учреждений, предприятий и организаций сообщать о совершенных преступлениях. Установлен согласованный с проку­ратурой порядок направления таких сообщений в органы, имею­щие право возбуждать уголовные дела. Так, медицинские учреж­дения обязаны немедленно сообщать в органы милиции о случаях доставления в них лиц с наличием телесных повреждений, когда есть основания полагать об их насильственном характере. Руко­водители государственных предприятий обязаны сообщать о со­вершенных хищениях и недостачах, о нарушениях техники без­опасности, повлекших несчастные случаи на производстве.

Компетентные органы государства (должностные лица) не вправе отказывать в приеме заявления (сообщения) по причине недостаточных данных, в нем содержащихся, они обязаны сами принять меры к проверке и восполнению полученных сведений.

Как правило, от усмотрения самого лица зависит, заявить ли о ставших ему известными преступных действиях, а следовательно заявления граждан являются выражением их высокой активности и инициативы и служат выявлению имеющих место незаконных и преступных действий отдельных физических лиц.

2. Явка с повинной как повод к возбуждению дела состоит в сообщении, сделанном органу дознания, следователю, прокурору или суду лицом о совершении им преступления. Заявление о явки с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление принимается и заносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя.

Явка с  повинной,  равно как и активное способствование, раскрытию преступления являются обстоятельствами, смягчающими ответственность (ч. 1 ст. 61 УК РФ), о чем принявшее заявление должностное лицо должно сообщить явившемуся с  повинной. Вместе  с тем полученное признание подлежит тщательной проверке и критической оценке, поскольку оно может быть в действительности вынужденным, ложным и даже спровоцированным. Так не является явкой с повинной письменное обращение лица, задержанного в качестве подозреваемого или вызванного на допрос, принявшего решение под воздействием допрашивающего или по иным причинам правдиво рассказать о совершении преступления.

3. Так же на практике встречаются сообщения о совершённых или готовящихся преступлениях, полученные из других источников. Непосредственное обнаружение органом дознания, следо­вателем или прокурором признаков преступления в качестве повода характеризуется тем, что эти органы без чьего-либо сообще­ния или заявления в процессе выполняемой правоохранительной деятельности обнаруживают готовящееся или совершенное пре­ступление и по своей инициативе возбуждают уголовное дело. Так, например, органам дознания при проведении оператив­но-розыскных мероприятий становятся известны факты преступ­ных действий. Прокурор, проводя проверку соблюдения законов в учреждении, организации вскрывает случаи нарушений, носящие преступный характер. Следователю, расследующему уголовное дело, становится известно о совершении другими лицами пре­ступных деяний, не связанных с расследуемым им делом и т. д. Возможны сообщения о преступлениях, полученные из средств массовой информации, о которыя я уже упоминал.



 5. Основания возбуждения уголовного дела.


 В соответствии с частью 2 статьи 140 УПК основанием возбуждения уголовного дела является наличие достаточных данных указывающих на признаки преступления. Основание так же необходимо для возбуждения уголовного дела, как и повод. Понятие «достаточные данные» является оценочным, содержание которого выявляется с учётом конкретной ситуации. К моменту принятия реше­ния о возбуждении уголовного дела нельзя требовать исчерпывающих сведений о составе преступления, для возбуждения уголовного дела достаточно дан­ных, указывающих на наличие самого события преступления, то есть признаков, характеризующих объективную сторону и объект преступного посягательства.

Применительно к отдельным составам преступления объем данных не является постоянной величиной и должен определяться следователем в зависимости от характера совершенного преступления, его индиви­дуальных особенностей и конкретных обстоятельств. В одних случаях этот объем может определяться данными, указывающими лишь на признаки объективной стороны, в других необходимы признаки, указы­вающие и на субъективную сторону. В отдельных случаях объем уве­личивается за счет данных, указывающих на субъекты (несколько субъектов) преступления. Объем данных зависит не только от конкрет­ного состава преступления, но и от каждого конкретного случая.

Так, к моменту возбуждения уголовного дела не всегда бывает из­вестно лицо, подлежащее привлечению к уголовной ответственности.

Из этого следует то, что основанием к возбуждению уголовного дела являются данные о том, что деяние, о котором поступило заявление или сообщение вообще имело место в действительности и это деяние действительно содержит признаки преступления. Неизвестность лица, совершившего преступление, неясность тех или иных обстоятельств совершения преступления ни в коей мере не должны препятствовать возбуждению уголовного дела; все эти обстоятельства будут установлены в стадии предварительного расследования. Но как бы то ни было, материалы, по которым решается вопрос о возбуждении уголовного дела, должны содержать серьезные данные для предположения о том, что в действительности было совершено преступление. Уголовное дело не может быть возбуждено на основании лишь одних догадок и предположений.

На момент принятия решения о возбуждении уголовного дела следователю не всегда удается установить данные об обстоятельствах исключающих производство по делу. Они могут быть установлены уже в ходе производства предвари­тельного расследования. Включение таких данных в основание для возбуждения уголовного дела привело бы к необоснованному расши­рению объема проверки заявлений и сообщений о преступлениях.

При чрезвычайных происшествиях, связанных с крушением поездов, авариями воздушных и морских судов, повлекших человеческие жертвы, согласно нормативным актам соответствующих министерств и ве­домств создаются комиссии для установления причин чрезвычайных происшествий. Данные, полученные в результате работы этих комис­сий, содержащие признаки преступления, могут явиться основанием для возбуждения уголовного дела.

В качестве оснований для возбуждения уголовных дел могут быть использованы и результаты оперативно-розыскной деятельности, про­водимой соответствующими органами. Эти данные обязательно должны содержать признаки конкретного преступления и быть проверены в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, должны не только обнаруживать признаки преступлений, но и созда­вать при этом необходимые условия для быстрого и полного раскрытия преступлений способами уголовного процесса. Необходимо принимать меры, при которых использование результатов оперативно-розыскной деятельности при производстве по уголовному делу не разглашало бы тактику и организацию проведения этих мероприятий, а также сведения о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших с орга­нами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Таким образом, в ходе оперативно-розыскной деятельности созда­ются условия для быстрого и полного раскрытия преступления спосо­бами уголовно-процессуального законодательства, что предполагает получение сведений об очевидцах преступления, о местах нахождения предметов и документов, которые служили орудиями преступления, сохранили на себе следы преступления, являлись объектами преступных действий, а также деньгах и иных ценностях, нажитых преступным путем, и других предметах, которые могут служить средствами к обнаружению преступления, установлению обстоятельств его совершения и установ­лению виновных. В отдельных случаях оперативно-розыскные меры могут быть направлены на предотвращение уничтожения перечисленных предметов и документов. Одной из задач оперативно-розыскной дея­тельности является установление обстоятельств, характеризующих лиц, которые совершили преступление, выявление их намерений и конкретных действий, направленных на противодействие раскрытию преступления в ходе предварительного расследования. Может быть также поставлена задача установления обстоятельств, характеризую­щих личность наиболее важных свидетелей и потерпевших, для выяв­ления их психологической установки в связи с предстоящим допросом.[1]

Выяснение оснований возбуждения уголовного дела является самым существенным, определяющим моментом в возбуждении уголовных дел. Без наличия основания нельзя говорить об обоснованности возбуждения уголовных дел, что является гарантией обеспечения прав граждан и защитой их от привлечения к уголовной ответственности, если для этого отсутствуют основания.



6. Порядок возбуждения уголовного дела.

 

УПК РФ предусматривает различный порядок возбуждения уголовных дел в зависимости от видов уголовного преследования, от должностного положения лиц, в отношении которых возбуждается уголовное дело. Имеются различия в полномочиях лиц, наделённых правом возбуждения уголовного дела. Нарушение порядка возбуждения уголовного дела в соответствии с частью второй ст. 50 Конституции РФ влечёт признание всех последующих процессуальных действий не имеющими юридической силы.2

Если имеются повод и основания к возбуждению уголовного дела орган дознания, дознаватель или следователь с согласия прокурора, а так же прокурор в пределах своей компетенции, которая ограничивается полномочием должностного лица, характером преступления и пределами территориальной подследственности.

Решение о возбуждении уголовного дела должно быть облечено в определенную уголовно - процессуальную форму, которой является постановление о возбуждении уголовного дела.

Постановление, как и большинство процессуальных документов, состоит из вводной,  описательной и резолютивной частей. В вводной части  указывается место и дата составления  постановления, а также должность, специальное звание, фамилия должностного лица принявшего решение. Описательная часть -  излагаются  повод и основания к возбуждению уголовного дела, и обосновывается решение, записанное в резолютивной части. Резолютивная часть - указывается по признакам,  какой  статьи  уголовного  закона возбуждается дело и его дальнейшее направление. В постановлении о возбуждении уголовного дела так же указывается дата, время, место его вынесения и кем оно вынесено.

Под местом вынесения постановления следует понимать населённый пункт, где составлено постановление. При отсутствии населённого пункта указывается территориальная дислокация, географическая точка и т.д., где вынесено постановление.

Постановление о возбуждении уголовного дела, вынесенное следователем или дознавателем незамедлительно направляется прокурору. К постановлению прилагаются материалы проверки сообщения о преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы), - соответствующие протоколы и постановления. Прокурор, получив постановление, незамедлительно дает согласие на возбуждение уголовного дела либо выносит постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела или о возвращении материалов для дополнительной проверки, которая должна быть проведена в срок не более 5 суток. О решении прокурора следователь, дознаватель в тот же день уведомляет заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело.  

    Уголовное дело возбуждается как по факту совершения преступления, так и в отношении конкретного лица. Уголовное дело возбуждаеся против конкретного лица в случаях, когда фактические данные преступления указывают на совершение деяния этим лицом (неуплата алиментов, сведения о взятке, о злоупотреблении служебными полномочиями и т.д.)1

Уголовные дела частно-публичного обвинения, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего. Производство по таким уголовным делам ведется в общем порядке. Прокурор вправе возбудить такое уголовное дело и при отсутствии заявления потерпевшего в случаях, если последний в силу беспомощного состояния или по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы

    Порядок направления уголовного дела после его возбуждения регламентируется ст. 149 УПК согласно которой после вынесения постановления о возбуждении уголовного дела:

    1) прокурор направляет дело для производства предварительного расследования;

   2) следователь приступает к производству предварительного следствия;

   3) орган дознания производит неотложные следственные действия и направляет уголовное дело прокурору, а по делам, по которым производится дознание, производит дознание.

      Если уголовное дело возбуждено органом дознания, и оно относится к категории дел, по которым производство предварительного следствия обязательно, орган дознания производит неотложные следственные действия, о чем должен быть немедленно уведомлен прокурор, после выполнения указанных действий дело передается следователю (ст. 157 УПК).

    Если уголовное дело возбуждено органом дознания, и оно относится к  категории дел, по которым производство предварительного следствия не обязательно, орган дознания самостоятельно принимает предусмотренные уголовно - процессуальным законом меры для установления обстоятельств подлежащих доказыванию по уголовному делу, в дальнейшем все материалы дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде.



7.Особенности возбуждения уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц.


Особенности возбуждения уголовного дела в отношении граж­данина Российской Федерации, совершившего преступление на территории иностранного государства и возвратившегося в Рос­сийскую Федерацию. Рассмотрение запросов иностранного госу­дарства о возбуждении уголовного дела в отношении гражданина РФ, совершившего преступление на территории иностранного го­сударства и возвратившегося в Россию, осуществляется Генераль­ной прокуратурой в соответствии со ст. 459 УПК РФ. В случае со­вершения на территории иностранного государства преступления лицом, имеющим российское гражданство, возвратившимся в Рос­сию до возбуждения в отношении него уголовного преследования по месту совершения преступления, уголовное дело при наличии оснований, предусмотренных ст. 12 УК РФ, может быть возбужде­но и расследовано по материалам, представленным соответствую­щим компетентным органом иностранного государства в Генераль­ную прокуратуру РФ, в соответствии с УПК РФ.1

УПК РФ предусматривает особый порядок воз­буждения уголовных дел в отношении отдельных категорий лиц (ст. 448 УПК РФ), обусловленный их специальным статусом. К ним относятся:

1)члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутаты, члены выборного органа местного самоуправления.

2)судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федеральных судов общей юрисдикции или федеральных арбитражных судов, мировые судьи и судьи конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации;

3)Председатель Счетной палаты Российской Федерации, его заместитель и аудиторы Счетной палаты Российской Федерации;

4)Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации;

5)Президента Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации;

6)прокурор;
7)следователь;
8)адвокат.

Возбуждение уголовного дела в отношении перечисленных лиц отличается от обычной процедуры тем, что такое процессуальное решение принимают только специальные субъекты, ко­торым в ряде случаев, кроме того, требуется предварительно согласовывать свое решение с различными инстанциями. Такими субъектами являются:

1) Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему нижестоящие прокуроры;

2) коллегия, состоящая из трех судей Верховного Суда РФ. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении следователя, адво­ката принимается прокурором на основании заключения судьи районного суда или гарнизонного военного суда, а в отношении прокурора — вышестоя­щим прокурором на основании заключения судьи районного суда или гарни­зонного военного суда по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления.

Следует так же отметить, что решению вопроса о возбуждении уголовного дела и (или) привлечению к уголовной ответственности лиц, перечисленных в ст.447 УПК РФ, всегда предшествует предусмотренная законодательством процедура лишения их неприкосновенности.

Судейская неприкосновенность является установленным исключением из принципа равенства всех перед законом и судом (ч. 1 cт. 19 Конституции РФ) и по своему содержанию выходит за пределы личной неприкосновенности (ст. 22 Конституции РФ). Данное положение обусловлено тем, что общество и государство, предъявляя к судье и его профессиональной деятельности высо­кие требования, вправе и обязаны обеспечить ему дополнительные гарантии надлежащего осуществления деятельности по отправлению правосудия. Одна­ко при наличии достаточных оснований несоблюдением установленных в фе­деральном законодательстве процедур судья за допущенные им нарушения за­конов может быть привлечен как к уголовной, так и к иной ответственности, в связи с чем возможно не только приостановление, но и прекращение его пол­номочий (cm. 13 и 14 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»). Конституционный Суд РФ отметил в своем постановлении, что установлен­ный законом «О статусе судей в Российской Федерации» усложненный поря­док возбуждения уголовного дела в отношении судьи «выступает лишь в каче­стве процедурного механизма и способа обеспечения независимости судей и не означает освобождения их от уголовной или иной ответственности».1      



8.Обстоятельства, исключающие возбуждение уголовного дела, отказ в возбуждении уголовного дела.

 

   Наряду с возбуждением уголовного дела следователь, орган дознания или прокурор могут отказать  в возбуждении уголовного дела.

Решение об отказе в возбуждении уголовного дела может быть вынесено в связи как с отсутствием оснований возбуждения уголовного дела (ч. 1 ст. 148 УПК РФ), так и с наличием оснований отказа в возбуждении уголовного дела (ст. 24 УПК РФ).

Отказ в возбуждении уголовного дела по основаниям, указанным в    п. 3 (истечение сроков давности уголовною преследования) и в  п. 6 (отсутствие согласия суда на возбуждение уголовного дела или на привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в п. 1-5, 9 и 10 ч. 1 ст-448 УПК РФ) ч. 1 ст. 24 УПК РФ, не допускается, если лицо, по поводу действий (бездействия) которого принимается данное решение, против этого возражает.

Данное решение оформляется постановлением. Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, как и постановление о возбуждении уголовного дела состоит из трех частей - вводной,  описательной и резолютивной. В нем должны быть указаны день, месяц, год, населенный пункт его составления, должность, звание (классный чин), фамилия и инициалы должностного лица, кем оно вынесено, повод и основание к началу уголовного процесса, признаки какого преступления предполагались и мотивировка наличия одного из оснований отказа в возбуждении уголовного дела, ссылка на ст. 148 УПК РФ и в случае необходимости на конкретный пункт ч. 1 ст. 24 УПК РФ, а также собственно решение об отказе в возбуждении уголовного дела, об уведомлении заявителя и о разъяснении ему права обжаловать это постановление.

 Если сведения о преступлении, по которому производилась проверка, ранее были распространены СМИ, информация об отказе в возбуждении уголовного дела публикуется в этом же или в другом СМИ.

Копию постановления следователь (дознаватель) направляет заявителю и прокурору в течение 24 часов с момента его вынесения. Заявителю, кроме того, разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования.

В случае необоснованности отказа в возбуждении уголовного дела прокурор может своим постановлением отменить постановление органа дознания, следователя или ниже стоящего прокурора, возбуждить дело и направить его для производства предварительного расследования ( если не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности). Судья, признавший отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, выносит соответствующее постановление, направляет его для исполнения прокурору и уведомляет об этом заявителя.

Но постадавший должен иметь в виду, что слишком позднее обжалование постановления лица, производящего дознание, следователя или прокурора об отказе в возбуждении уголовного  дела способно привести к тому,  что лицо, совершившее преступление, не будет установлено или не будет доказана его виновность. Наоборот, чем быстрее будет отменено ошибочное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, тем больше имеется возможностей для раскрытия преступления.

С материалами, по которым отказано в возбуждении уголовного дела, вправе знакомиться  Уполномоченный по правам человека в РФ ( п. 6 ч. 1 ст. 23 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»).

Перечень обстоятельств, признаваемых основаниями отказа в возбуждении уголовного дела (прекращения уголовного дела), приведен в ч. 1 ст. 24 УПК РФ.

Основаниями отказа в возбуждении уголовного дела признаются:

1. Отсутствие события преступления. Это означает, что деяние, о котором говорится в представленных материалах, не имело место в действительности, т.е. данные заявителем сведения о совершенном или готовящемся преступлении в ходе проверки не подтвердились. Например, поступило сообщение о краже автомобиль, но в дальнейшем лицо вспоминает, что просто припарковало автомобиль в другом месте, не там где обычно и т.п.

2. Отсутствие в деянии состава преступления. Отсутствие в деянии состава преступления (п. 2 ст. 5 УПК) означает, что совершенное деяние лишено признаков преступле­ния или состава преступления, предусмотренного уголовным за­коном. Например, дело не может быть возбуждено в случае, когда преступность и наказуемость деяния были устранены уголовным законом, вступившим в силу после совершения этого деяния (ч. 2 ст. 5 УПК).

Так же подлежит прекращению уголовное дело по поводу которого велось производство, если деяние имело место в действительности, было результатом действия определенного  лица, но эти действия были правомерны (необходимая оборона, крайняя необходимость и т.д.).

Не будет состава преступления, если событие является результатом действий определенного лица, содержит признаки преступления, но отсутствует один из обязательных элементов состава преступления; состав преступления отсутствует, в частности, в случаях:

-                 малозначительности содеянного и отсутствия в связи с этим общественной опасности (ч. 2 ст. 14 УК РФ);

-                 добровольного отказа от доведения преступления до конца, при условии, что фактически совершенное деяние не содержит иного состава преступления (ч. 2 ст. 31 УК РФ);

-                 совершения общественно опасного деяния в состоянии невменяемости (ст. 21 УК РФ)

-           совершение преступления лицом, не являющимся субъектом преступления.

3. Истечение сроков давности уголовного преследования. Понятие о сроке давности сформулировано в ст.78 УК РФ, в соответствии с которой лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:

  а) два года после совершения преступления небольшой тяжести;

  б) шесть лет после совершения преступления средней тяжести;

  в) десять лет после совершения тяжкого преступления;

  г) пятнадцать лет после совершения особо тяжкого преступления.

Ч.5 указанной статьи определяет круг преступлений, к которым срок давности вообще не применяется, ими являются преступления против мира и безопасности человечества, предусмотренные ст.353,356,357 и 358 УК РФ, а также преступления, за совершение которых предусмотрена смертная казнь.

Если лицо в течение установленного срока давности не совершило нового преступления, уголовное дело не возбуждается.

4. Смерть подозреваемого или обвиняемого, за исключением случаев, когда производство по уголовному делу необходимо для реабилитации умершего.          В этом случае дальнейшее производство по делу невозможно за отсутствием субъекта преступления. Но иногда уголовное дело возбуждается и после смерти лица, совершившего преступление. Такое решение принимается в случае необходимости реабилитировать умершего, возобновить уголовное дело в отношении других лиц или по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. ст. 413-419 УК РФ).

5. Отсутствие заявления потерпевшего, если уголовное дело может быть возбуждено не иначе как по его заявлению, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 20 УПК РФ. Это обстоятельство также относится к двум различным по степени общественной опасности категориям дел.  В первую входят дела так называемого частного обвинения (ст. ст. 115, 116, ч. 1 ст. 129 и ст. 130 УК РФ), когда общественная опасность деяний в значительной мере определяется оценкой потерпевшим факта нарушения его интересов.

 Ко второй категории относятся дела о преступных нарушениях авторских прав (ч. 1 ст. 146, ч. 1 ст. 147 УК РФ) и изнасиловании (ч. 1 ст. 131 УК РФ). Такие дела возбуждаются только по жалобе потерпевших (дела так называемого частно-публичного обвинения), но прекращению вследствие примирения с потерпевшим не подлежат.

Вместе с тем в ст. 147 УПК предусмотрено, что прокурор в силу того, что потерпевший не в состоянии защищать свои законные интересы, может  возбудить уголовное дело и  при отсутствии жалобы.

6. Отсутствие заключения суда о наличии признаков преступления в действиях одного из лиц, указанных в п. 1, 3-5,  9 и 10 части первой статьи 448 УПК РФ, либо отсутствие согласия соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, Конституционного Суда РФ, квалификационной коллегии судей на возбуждение уголовного дела или привлечение в качестве обвиняемого одного из лиц, указанных в пунктах 1 и 3-5 части первой статьи 448 УПК РФ.

Так же возбуждение уголовного дела невозможно при наличии некоторых оснований прекращения уголовного дела, предусмотренных статьёй 27 УПК РФ:

-- принятие акта об амнистии. Акт амнистии- это акт высшего органа государственной власти, который полностью или частично освобождает от уголовной ответственности определенную категорию лиц совершивших преступления. Если акт амнистии полностью исключает наказание, а преступление было совершено до издания этого акта, уголовное дело не возбуждается.

-- наличие в отношении подозреваемого или обвиняемого вступившего в законную силу приговора по тому же обвинению либо определения суда или постановления судьи о прекращении уголовного дела по тому же обвинению. Этот пункт выступает обеспечением принципа справедливости,  который закреплён в п.1 ст.50 Конституции РФ, согласно которому "Никто не может быть повторно осужден за одно и тоже преступление".

Уголовное дело не может быть возбуждено отношении священнослужителя за отказ от дачи пока­заний по обстоятельствам, известным ему из исповеди. Священнослужитель не несет уголовной ответственности в этом случае даже тогда, когда ему на исповеди становит­ся известно о готовящемся или совершенном тяжком преступле­нии.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В заключение мне бы хотелось немного рассказать об ознакомительной практике, которую я проходил летом в Тушинской межрайонной прокуратуре.  Мне был назначен руководитель- помощник прокурора, младший советник юстиции. Основная сфера его деятельности в прокуратуре- надзор, предметом которого является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.  По его поручению я несколько дней занимался проверкой на обоснованность и законность вынесенных постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела. Для этого я звонил гражданам, которые подавали заявления в милицию по различным причинам и уточнял обстоятельства их дел. Нарушений в деятельности милиции оказалось просто огромное количество, так как сотрудникам милиции крайне не выгодно большое количество нераскрытых уголовных дел (заниматься раскрытием они вообще не хотят), проще отказать в возбуждении уголовного дела. Для этого они и обманывают граждан, заставляя их занижать реальный размер нанесённого им ущерба, и подделывают заявления с просьбой о прекращении уголовного дела, и просто закрывают глаза на некоторые обстоятельства. Я приведу самый распространённый пример, таких нарушений подавляющее большинство: автомобилю нанесён ущерб, он застрахован, страховая компания возмещает владельцу нанесённый ущерб. Сотрудники же милиции убеждают пострадавшего написать в заявлении, что ущерб незначительный и на этом основании, впоследствии отказывают в возбуждении уголовного дела. Но, ведь, на самом то деле, уголовное дело должно возбуждаться независимо от того, кому был нанесён ущерб: владельцу или страховой компании, для правоохранительных органов это не должно иметь принципиального значения!

Иногда мне попадались случаи, когда подобными действиями сотрудников милиции наносился существенный имущественный ущерб гражданам. Когда мне удавалось, путём опроса, выявлять нарушения я просил граждан явиться в прокуратуру для взятия с них объяснения, чтобы можно было возбудить уголовное дело, но, к сожалению, большая часть граждан не хотела тратить своё время и под различными предлогами отказывала в визите.

Именно на стадии возбуждения уголовного дела возникает большинство нарушений, свидетелем которых мне пришлось самому стать. И это одна из основных причин моего выбора темы курсовой работы.

Рассмотренная тема интересна, она наиболее точно отражает происходящие в обществе процессы, к сожалению, далеко не всегда позитивные. Однако какие бы перемены в обществе не происходили, очень хотелось бы, чтобы данная стадия уголовного процесса реально обеспечивала соблюдение прав и законных интересов всех участников уголовного судопроизводства и прежде всего лица, потерпевшего от преступления.












 

Список использованной литературы.

 

1. Уголовно-процессуальное право РФ под ред. П.А. Лупинской  «Юристъ» 2003г

2. УПК РФ Комментарии, постатейные материалы, судебная и адвокатская практика, образцы документов. Е.П. Данилов. Проспект 2004г.

3. Комментарий у УПК РФ. Издательство «Спарк» 2002г

4. Возбуждение и расследование уголовных дел. Б.С. Тетерин, Е.З. Трошнин. Москва 1997г.

5. Возбуждение уголовного дела в советском уголовном процессе. Р.Д. Рахунов.   Госюриздат, 1954г.



1Возбуждение уголовного дела в советском уголовном процессе. Р.Д. Рахунов.   Госюриздат, 1954г.

1 Уголовно-процессуальное право РФ под ред. П.А. Лупинской  «Юристъ» 2003г. С.350.

[1] Возбуждение и расследование уголовных дел. Б.С. Тетерин, Е.З. Трошнин. Москва 1997г.

2 Уголовно-процессуальное право РФ под ред. П.А. Лупинской  «Юристъ» 2003г. С.359.

1 Комментарий у УПК РФ. Издательство «Спарк» 2002г. С.309.

1 Уголовно-процессуальное право РФ под ред. П.А. Лупинской  «Юристъ» 2003г. С.365.

1 УПК РФ Комментарии, постатейные материалы, судебная и адвокатская практика, образцы документов. Е.П. Данилов. Проспект 2004г.




рефераты





Рекомендуем



рефераты

ОБЪЯВЛЕНИЯ


рефераты

© «Библиотека»