Арест морских судов согласно Российскому законодательству
Арест морских судов согласно Российскому
законодательству
Русецкий Александр Евгеньевич
По
российскому законодательству судно может быть арестовано на основе морского
требования, возникающего из обстоятельств, перечисленных в ст.389 Кодекса
торгового мореплавания РФ от 30.04.1999г., в том числе в связи с буксировкой, а
также предоставлением топлива для эксплуатации судна.
Согласно
ст. 389 КТМ РФ морским требованием является любое требование в связи с:
причинением ущерба при эксплуатации судна;
причинением вреда жизни или здоровью
гражданина на суше либо на воде в прямой связи с эксплуатацией судна;
осуществлением спасательной операции или любым
договором о спасении;
расходами на принятие любым лицом мер по
предотвращению или уменьшению ущерба, в том числе ущерба окружающей среде, если
такое требование возникает из международного договора Российской Федерации,
закона или любого соглашения, а также ущербом, который причинен или может быть
причинен такими мерами;
расходами на подъем, удаление или уничтожение
затонувшего судна или его груза;
любым договором использования судна;
любым договором морской перевозки груза или
договором морской перевозки пассажира на судне;
утратой или повреждением груза, в том числе
багажа, перевозимого на судне;
общей аварией;
лоцманской проводкой;
буксировкой;
предоставлением продуктов питания, материалов,
топлива, запасов, оборудования, в том числе контейнеров, для эксплуатации судна
или содержания его;
постройкой, ремонтом, модернизацией или
переоборудованием судна;
портовыми и канальными сборами, сборами на
других судовых путях;
заработной платой и другими суммами,
причитающимися капитану судна и другим членам экипажа судна за их работу на
борту судна, в том числе расходами на репатриацию и уплачиваемыми от имени
капитана судна и других членов экипажа судна взносами по социальному
страхованию;
дисбурсментскими расходами, произведенными в
отношении судна;
страховой премией, включающей в себя также
взносы по взаимному страхованию и уплачиваемой собственником судна или его
фрахтователем по бербоут-чартеру либо от их имени;
комиссионным, брокерским или агентским вознаграждением,
уплачиваемым собственником судна или его фрахтователем по бербоут-чартеру либо
от их имени;
любым спором о праве собственности на судно или
владения им;
любым спором между двумя или несколькими
собственниками судна относительно использования судна и распределения прибыли;
зарегистрированной ипотекой судна или
зарегистрированным обременением судна того же характера;
любым спором, возникающим из договора
купли-продажи судна.
Эти
же положения предусмотрены в пп. "i" и "k" п.1 ст.1
Международной Конвенции "Об унификации некоторых правил, касающихся ареста
морских судов" от 10.05.1952 г., к которой Россия присоединилась в 1999 г.
(далее по тексту - Конвенция).
В
Конвенции говорится, что "морское требование" означает любое
требование, возникающее из одного или нескольких следующих обстоятельств:
а)
причинения убытков судном при столкновении или иным образом;
b)
причинения вреда жизни или здоровью лица судном или в связи с его
эксплуатацией;
с)
спасания;
d)
договора об использовании или найме судна на условиях чартера или иным образом;
е)
договора перевозки груза на судне на условиях чартера или иным образом;
f)
утраты или повреждения перевозимого на судне груза, включая багаж;
g)
общей аварии;
h)
бодмереи;
i)
буксировки;
j)
лоцманской проводки;
k)
снабжения судна грузом или материалами в целях его эксплуатации или
поддержания;
l)
постройки, ремонта, оборудования судна или уплаты доковых расходов и сборов;
m)
заработной платы, причитающейся капитану, лицам командного состава или другим
членам экипажа;
n)
произведенных капитаном от имени судна или его собственника дисбурсментских
расходов, включая дисбурсментские расходы, произведенные отправителями груза,
фрахтователями или агентами;
о)
споров о праве собственности на судно;
p)
споров между сособственниками о праве собственности на судно, владении или
пользовании им или распределении прибыли;
q)
ипотеки судна.
Как
видно из вышеизложенного, обстоятельства, в связи с которыми может возникнуть
морское требование, согласно Кодексу торгового мореплавания гораздо шире, чем
те, которые указаны в Конвенции.
Российское
законодательство охватывает более широкий круг отношений, в связи с которыми
возникает морское требование. Например, КТМ РФ закрепляет, что морским
требованием является требование в связи с расходами на принятие любым лицом мер
по предотвращению или уменьшению ущерба; в связи с портовыми и канальными
сборами, сборами на других судовых путях; в связи со страховой премией.
Конвенция
предусматривает, что ее положения применяются к любому судну, плавающему под
флагом Договаривающегося государства, в пределах юрисдикции любого
Договаривающегося государства. Кроме того, п. 2 ст. 8 вышеупомянутой Конвенции
гласит, что судно, плавающее под флагом государства, не являющегося
Договаривающимся государством, может быть арестовано в пределах юрисдикции
любого Договаривающегося государства по любым морским требованиям,
перечисленным в ст.1 Конвенции, включая требования, указанные в пп.
"i" и "k" п.1 ст.1 этой же Конвенции. Отсюда следует, что
независимо от флага судна, в отношении которого возникает морское требование, к
данным отношениям будет применяться вышеупомянутая Конвенция.
Согласно
п.1 ст. 388 КТМ РФ, а также ст.4 Конвенции от 10 05.1952 г., арест судна во
время нахождения его в пределах юрисдикции Российской Федерации осуществляется
на основании постановления суда, арбитражного суда или управомоченного законом
налагать арест третейского суда по морским делам для обеспечения морского
требования.
По
российскому праву судно, в отношении которого возникло морское требование,
может быть арестовано при условии, если лицо, которому судно принадлежит на
праве собственности в момент возникновения морского требования, является
ответственным по такому требованию и его собственником в момент начала
процедуры, связанной с арестом судна, или фрахтователь судна по бербоут-чартеру
в момент возникновения морского требования является ответственным по такому
требованию и в момент начала процедуры, связанной с арестом судна, является его
фрахтователем по бербоут-чартеру или собственником (пп.4, п.1 ст.390 КТМ РФ). В
п. 4 ст. З Конвенции, которая имеет вышестоящую силу по отношению к российским
нормативно-правовым актам, предусмотрено, что «если при фрахтовании судна на
условиях бербоут-чартера фрахтователь, а не зарегистрированный собственник,
несет ответственность по морскому требованию в отношении такого судна, лицо,
имеющее требование, может арестовать это судно или другое судно, находящееся в
собственности фрахтователя, в соответствии с положениями настоящей Конвенции,
однако никакое другое судно, являющееся собственностью зарегистрированного
собственника, не может быть арестовано по таким морским требованиям». В том же
пункте, той же статьи Конвенции предусмотрено, что «положения настоящего пункта
применяются к любому случаю, когда лицо, иное, чем зарегистрированный
собственник судна, несет ответственность по морскому требованию в отношении
такого судна».
Исходя
из этого, мы можем судить, что в данном случае все зависит от обстоятельств:
предъявить морское требование к фрахтователю или иному владельцу судна будет
сложнее в силу того, что владелец судна изменился, такое требование может быть
предъявлено к собственнику судна.
Необходимо
обратить внимание, что в соответствии с п. 4 ст. 388 Кодекса торгового
мореплавания РФ "судно может быть арестовано для получения обеспечения
независимо от того, что в соответствии с юрисдикционной оговоркой или
арбитражной оговоркой, предусмотренными соответствующим договором или иным
образом, морское требование, по которому на судно наложен арест, подлежит
рассмотрению в суде или арбитраже другого государства".
Из
всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что со ссылкой на
соответствующие статьи Кодекса Торгового Мореплавания и Международной Конвенции
"Об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов" от
10.05.1952 г. вы можете заявить морское требование, на основе которого в
изложенном выше порядке на судно может быть наложен арест.
Список литературы