Процессуальные сроки, принципы независимости судей
Министерство сельского хозяйства
и продовольствия РФ.
Кировский
механико-технологический техникум
молочной
промышленности.
Домашняя
контрольная работа по дисциплине
«Уголовно-процессуальное
право»
Выполнил:
студент IV курса,
гр. ЮЗ-51
специальность
«Правоведение»
И.В.Алатырев
Проверила:
2008год.
План.
1. Процессуальные сроки.
2. Принципы независимости судей.
1. Процессуальные сроки
Под процессуальным сроком, имеющим
правовое значение, понимается определенный промежуток времени, на протяжении
которого в уголовном процессе должны совершаться те или иные действия либо
приниматься те или иные решения, предусмотренные законом. УПК предусматривает
два вида сроков. К первому из них относятся сроки, установленные законом и
рассчитанные на все случаи возникновения однородных правоотношений. Ко второму
- сроки, устанавливающиеся органами (их должностными лицами), осуществляющими
уголовное судопроизводство в рамках конкретных правоотношений. Процессуальные
сроки подразделяют также на два вида, но по иным критериям:
1) сроки, обеспечивающие максимальное
сокращение времени между фактом совершения преступления и применением к
виновному мер уголовного наказания или иного воздействия;
2) сроки, гарантирующие реальное
соблюдение прав и законных интересов участников процесса.
Как видно, для классификации сроков
используются различные основания. Однако во всех случаях предназначение
процессуальных сроков одинаково - обеспечить своевременность и быстроту
действий субъектов уголовного процесса в целях скорейшего завершения
производства по уголовному делу.
Нормы, определяющие сроки производства
процессуальных действий и наделяющие соответствующих субъектов уголовного
процесса правом устанавливать такие сроки, образуют один из институтов
российского уголовного процесса.
В стадии возбуждения уголовного дела
предусмотрены сроки, устанавливающие ее временные рамки: по общему правилу трое
суток; в исключительных случаях - десять суток.
В стадии предварительного расследования
определены сроки дознания и предварительного следствия, сроки содержания под
стражей подозреваемых и обвиняемых, сроки уведомления надзирающих прокуроров о
произведенных процессуальных действиях и т. д.
В судебных стадиях установлены сроки
назначения судебного заседания, изготовления протокола судебного заседания,
удаления суда на совещание для постановления приговора после заслушивания
последнего слова подсудимого, вручения осужденному или оправданному копии
приговора, обжалования и опротестования приговора и другие.
Большинство процессуальных сроков
предназначены для регулирования своевременности действий органов (их
должностных лиц), осуществляющих уголовное судопроизводство. Часть сроков
относятся к деятельности других субъектов уголовного процесса. Эти сроки
установлены для подачи жалоб на действия и решения, затрагивающие интересы
участников судопроизводства, на заявление ими ходатайств, на принесение
замечаний на протокол судебного заседания, представление дополнительных
материалов и т. д.
Процессуальные сроки исчисляются часами,
сутками (днями), месяцами. Во многих случаях закон предписывает немедленное
совершение какого-либо процессуального действия. Например, следователь обязан немедленно
допросить обвиняемого после предъявления обвинения (ст. 150 УПК); суд должен
немедленно удалиться в совещательную комнату для постановления приговора после
выслушивания последнего слова подсудимого (ст. 299 УПК).
Особенность исчисления процессуальных
сроков состоит в том, что начало течения срока и начало его исчисления не
всегда совпадают. При исчислении сроков в соответствии с законом не принимаются
в расчет те час и сутки, которыми начинается течение срока.
При исчислении сроков сутками срок истекает
в двенадцать часов ночи последних суток. При исчислении сроков месяцами срок
истекает в соответствующее число месяца, а если этот месяц не имеет
соответствующего числа, то в последние сутки этого месяца.
Если окончание срока приходится на
нерабочий день, то последним днем срока считается первый следующий за ним
рабочий день.
Нерабочими днями являются субботние,
воскресные и праздничные дни. Но на практике это правило не применяется при
исчислении срока задержания лица по подозрению в совершении преступления,
применения к нему меры пресечения и содержания обвиняемого под стражей.
Делается это в интересах лиц, содержащихся под стражей в период
предварительного расследования. В протоколе задержания указывается не только
день, но и час применения этой меры процессуального принуждения. Срок
содержания под стражей подозреваемого исчисляется с этого момента и не может в
любом случае превышать 72 часов. Равным образом срок содержания под стражей
подозреваемого до предъявления обвинения не должен превышать десяти суток
календарного исчисления.
Закон не только устанавливает юридически
значимые сроки, но и определяет правовые и фактические последствия их
несоблюдения. Так, если подозреваемому в совершении преступления не предъявлено
в десятидневный срок обвинение, то избранная в отношении его мера пресечения
отменяется. В случае, если прокурор в течение сорока восьми часов с момента
получения уведомления о задержании подозреваемого не дает санкцию на заключение
его под стражу, подозреваемый освобождается из-под стражи (ст. 122 УПК).
Срок действия меры пресечения в виде
заключения под стражу в отношении обвиняемого оканчивается в последний день
второго месяца (если он не был продлен в установленном законом порядке).
Предельный срок предварительного следствия по делу законом не ограничен. В
соответствии со ст. 133 УПК предварительное следствие по уголовному делу должно
быть закончено не позднее чем в двухмесячный срок. В указанный срок включается
время со дня возбуждения уголовного дела и до момента его направления прокурору
с обвинительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для
рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера
либо до прекращения или приостановления производства по делу. При объединении
уголовных дел в одно производство срок следствия исчисляется с учетом сроков,
которые начали истекать раньше.
Закон устанавливает определенные сроки
производства дознания. В соответствии со ст. 121 УПК по делам, по которым
производство предварительного следствия обязательно, дознание должно быть
закончено не позднее десяти судок со дня возбуждения уголовного дела. По делам,
по которым предварительное следствие не обязательно, дознание должно быть
закончено не позднее одного месяца со дня возбуждения уголовного дела, включая
в этот срок составление обвинительного заключения, либо постановления о
прекращении или приостановлении производства по делу. Срок дознания по делам,
по которым предварительное следствие не обязательно, может быть продлен
прокурором, непосредственно осуществляющим надзор за производством дознания, но
не более чем на один месяц. В исключительных случаях срок производства
дознания может быть продлен по правилам, установленным ст. 133 УПК.
Двухмесячный срок предварительного
следствия может быть продлен районным, городским прокурором, военным прокурором
гарнизона и приравненными к ним прокурорами до трех месяцев. По делам,
расследование которых представляет особую сложность, прокурор субъекта
Российской Федерации, военный прокурор округа, группы войск, флота, Ракетных
войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы Российской
Федерации и приравненные к ним прокуроры или их заместители могут продлить срок
предварительного следствия до шести месяцев. Дальнейшее продление срока может
быть произведено только в исключительных случаях Генеральным прокурором
Российской Федерации или его заместителем.
В случае возвращения судом дела для
производства дополнительного следствия, а также при возобновлении
приостановленного или прекращенного дела срок дополнительного расследования
устанавливается прокурором, осуществляющим надзор за следствием, в пределах до
одного месяца с момента принятия дела к производству. Дальнейшее продление
срока предварительного расследования производится на общих основаниях.
При необходимости продления срока
следствия следователь или орган дознания обязан составить об этом
мотивированное постановление и представить его соответствующему прокурору до
истечения срока предварительного расследования.
Закон устанавливает, что время
ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами дела при исчислении
срока следствия не учитывается.
Срок содержания под стражей обвиняемого в
тяжком или особо тяжком преступлении в исключительных случаях может быть
продлен Генеральным прокурором до полутора лет. Судья областного, краевого и
другого приравненного к ним суда вправе продлить этот срок еще не более чем на
шесть месяцев, но только для обеспечения завершения ознакомления с материалами
дела обвиняемого и его защитника, а также в случае удовлетворения ходатайства
указанных субъектов уголовного процесса о дополнении предварительного
следствия.
В ст. 50 Федерального закона «О содержании
под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 21 июня 1995 г. (15 июля 1995 г.) № ЮЗ-ФЗ, установлено также, что начальник места содержания под стражей
обязан не позднее чем за двадцать четыре часа до истечения срока содержания под
стражей подозреваемого или обвиняемого уведомить об этом орган или лицо, в
производстве которых находится уголовное дело, а также прокурора.
Если по истечении установленного законом
срока задержания или заключения под стражу в качестве меры пресечения
соответствующее решение об освобождении подозреваемого или обвиняемого либо о
продлении срока содержания его под стражей в качестве меры пресечения или сообщение
об этом решении не поступило, начальник места содержания под стражей
освобождает его своим постановлением. Подозреваемому или обвиняемому,
освобожденному из-под стражи по этим основаниям, выдается справка, в которой
указывается срок его содержания под стражей и основания освобождения.
В срок содержания под стражей
засчитывается также время пребывания в психиатрическом лечебном учреждении
обвиняемого или подозреваемого, не содержащегося под стражей, в связи с
производством стационарной судебно-психиатрической экспертизы (ст. 188 УПК) из
расчета один день пребывания в психиатрическом стационаре за один день
содержания под стражей.
От продления процессуальных сроков следует
отличать их восстановление. Если срок, установленный законом для подачи жалоб,
заявлений, ходатайств, представления дополнительных материалов, пропущен по
уважительной причине, то он должен быть восстановлен постановлением следователя,
органа дознания, судьи, определением суда, в производстве которого находится
дело, или постановлением прокурора. К уважительным причинам относятся:
болезнь, командировка, стихийное бедствие, смерть близких, другие трагические
непредвиденные события в жизни человека. Восстановление срока означает
восстановление права, утраченного в связи с пропуском срока, на подачу жалобы,
ходатайства и т. д.
Постановление об отказе в восстановлении
пропущенного срока, вынесенное следователем (органом дознания), прокурором,
может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Срок подачи жалобы или иного документа не
считается пропущенным, если они были сданы до истечения срока на почту, а для
лиц, содержащихся под стражей, - если жалоба или иной исходящий от них документ
сданы администрации учреждения до истечения срока. Время сдачи жалобы или иного
документа на почту определяется по штемпелю учреждения связи. Время сдачи
жалобы или другого документа администрации места содержания под стражей
определяется по отметке, сделанной должностным лицом, принявшим документ.
По ходатайству заинтересованного лица
исполнение решения, обжалованного с пропуском установленного срока, может быть
приостановлено до разрешения вопроса о восстановлении пропущенного срока тем
должностным лицом, которое это решение приняло.
Предельные сроки, правом устанавливать
которые для производства процессуальных действий наделены следователь,
прокурор, суд или судья, определяются ими по своему усмотрению. Так,
следователь вправе поручить органу дознания производство розыскных или конкретных
следственных действий в течение определенного времени. Прокурор наделен правом
дать указание следователю и органу дознания о выполнении тех или иных
процессуальных действий и установить срок исполнения. Суд вправе обязать орган
дознания принять меры по обеспечению не явившихся в судебное заседание
свидетелей к сроку, на который оно перенесено. Сроки такого рода должны
соблюдаться так же, как и установленные законом. Но при их нарушении не
требуется принятия особого решения о их восстановлении или продлении.
Неблагоприятное правовое последствие, которое может повлечь нарушение срока для
того субъекта, которому было адресовано поручение или указание, - это
возможность постановки вопроса о привлечении его к дисциплинарной
ответственности при отсутствии уважительных причин, повлекших невыполнение
порученных действий.
Приказами, указаниями и другими
нормативными актами Генерального прокурора Российской Федерации, министра
внутренних дел Российской Федерации и других руководителей федеральных органов
практикуется установление определенных сроков выполнения некоторых действий,
соблюдение которых дает возможность избежать (предупредить) нарушения сроков их
производства, установленных в законе. Так, Указанием Генерального прокурора
Российской Федерации № 36/15 от 23 июня 1995 г. «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением сроков предварительного следствия и содержания обвиняемых под
стражей» установлено, что ходатайства о продлении сроков содержания под
стражей должны представляться в органы прокуратуры не позднее чем за 5 дней до
истечения двухмесячного срока, 10 дней - трехмесячного, 15 дней -
шестимесячного, 30 дней - годичного срока; о продлении срока расследования - не
позднее чем за 5 дней до истечения срока.
В тех случаях, когда закон не содержит
прямых указаний о сроках совершения тех или иных действий, ведомственные
нормативные акты, учитывая интересы расследования дела, восполняют этот пробел
и устанавливают время, в течение которого должно быть выполнено конкретное
следственное действие. Например, в связи с отсутствием в ст. 187 УПК указаний
на то, в течение какого срока должна быть произведена назначенная следователем
(судом) стационарная судебно-психиатрическая экспертиза обвиняемого или
подозреваемого, в п. 23 Инструкции о производстве судебно-психиатрической
экспертизы в СССР, утвержденной Министерством здравоохранения СССР 27 октября 1970 г., и в п. 62 Положения о производстве судебно-психиатрической экспертизы в Государственном
научном центре социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского, утвержденном
ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского 20 февраля 1997 г., закреплено правило о том, что срок стационарного испытания (пребывания) не должен превышать
30 дней. Этот срок может быть продлен до 60 дней по двум основаниям: а) ввиду
сложности экспертного случая, требующей более длительного стационарного
наблюдения; б) неполноты представленных экспертам материалов, которые могут
быть восполнены должностным лицом (органом), назначившим экспертизу. В
исключительных случаях по указанным основаниям испытуемый может быть оставлен
в стационаре свыше 60 дней, о чем составляется акт судебно-психиатрической
экспертизы.
В связи с возрождением в России суда
присяжных в УПК установлен ряд процессуальных сроков, в течение которых должны
совершаться те или иные действия при производстве по делам, рассматриваемым
судом присяжных.
Так, например, суд обязан не менее чем за
семь суток уведомить гражданина о времени, когда он должен явиться в суд для
исполнения обязанностей присяжного заседателя. В день, назначенный для
открытия судебного разбирательства, аппарат суда отбирает путем случайной
выборки из явившихся в суд присяжных заседателей определенное постановлением
судьи их число (ст. 434 УПК). Запасные присяжные заседатели постоянно присутствуют
при судебном разбирательстве в зале судебного заседания.
В случае, если объявляется перерыв в
судебном заседании или слушание дела откладывается, присяжный заседатель,
участвующий в рассмотрении данного дела, обязан явиться в указанное судом время
для продолжения судебного разбирательства (ст. 437 УПК). С наступлением ночного
времени, а с разрешения председательствующего также по окончании рабочего
времени присяжные заседатели вправе прервать совещание для отдыха (ст. 452
УПК).
2. Принцип независимости судей.
Независимость судей величайший принцип
правосудия. Поэтому он получил отражение в законах о судах (ст. 5 Федерального
конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»; ст. 6
Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах»; ст. 5, 13
Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской
Федерации»); в процессуальных кодексах (ст. 16 УПК, ст. 7 ГПК, ст. 5 АПК); в законе
РФ «О статусе судей Российской Федерации» (ст. 1, 9, 10). Особо необходимо
отметить ст. 120 Конституции, в которой выражена суть принципа независимости
судей: «Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации
и федеральному закону». Корректируя в связи с принятием Конституции РФ Закон о
статусе судей, законодатель подчеркнул в ст. 1 (п. 4) этого Закона: «Судьи
независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. В
своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны».
Значение данного принципа состоит в создании
для судей таких условий осуществления их деятельности, при которых они могли бы
рассматривать дела и принимать по ним решения на основе Конституции и других
федеральных законов, руководствуясь исключительно своим внутренним убеждением.
Такая обстановка может быть обеспечена, если суд огражден от какого-либо
воздействия, давления на него со стороны. Только в этом случае может быть
реальной самостоятельность судебной власти при осуществлении правосудия, на
которую со всей определенностью указывает ст. 10 Конституции РФ.
Независимость судей является непременным
условием отправления правосудия. Независимость - это исключение любого
воздействия на судей со стороны других лиц и организаций при рассмотрении судом
конкретных дел. При рассмотрении дел суд не связан мнением участников процесса.
В каждом случае, принимая решение, суд руководствуется законом, правосознанием,
своим внутренним убеждением, основанным на рассмотрении всех обстоятельств дела
в совокупности.
В числе средств обеспечения независимости
судей Закон о статусе судей и Закон о судебной системе указывают: а) наличие
особой процедуры осуществления правосудия; б) установление под угрозой
ответственности запрета на вмешательство кого бы то ни было в деятельность по
осуществлению правосудия; в) установление порядка приостановления и прекращения
полномочий судьи; г) право судьи на отставку; д) неприкосновенность судьи; е)
систему органов судейского сообщества; ж) предоставление судье за счет
государства материального и социального обеспечения, соответствующего его
высокому статусу; з) особую защиту государства не только судье, но и членам его
семьи, а также имущества.
К гарантиям независимости судей, помимо
перечисленных, следовало бы, на наш взгляд, отнести установление специального
порядка назначения судей и их несменяемость (п. «е» ст. 83, п. «ж» ст. 102, ч.
1 ст. 121 Конституции РФ; ст. 11 Закона о статусе судей).
Созданием условий, исключающих угрозу
независимости со стороны, извне, поставленная проблема не решается в полной
мере. Существует еще опасность влияния или давления на судей со стороны
председательствующего или других судей, входящих в судебную коллегию. Указанные
негативные факторы желательно нейтрализовать. В этих целях УПК, в частности,
предусматривает постановление приговора в специальном помещении -
совещательной комнате. Во время совещания судей в совещательной комнате могут
находиться лишь судьи, входящие в состав суда по данному делу; присутствие иных
лиц не допускается (ч. 1 ст. 302 УПК). При этом в ходе совещания судей председатель
(в коллегии присяжных - их старшина) подает свой голос последним (ст. 306, 453
УПК). Закон запрещает также судьям разглашать суждения, имевшие место во время
совещания (ч. 2 ст. 302 УПК). Соблюдение этих требований обеспечивается тем,
что нарушение тайны совещания судей признано обстоятельством, влекущим обязательную
отмену приговора (ст. 345 УПК).
Закрепление в законе принципа
независимости судей служит осуществлению судами законности, объективному и
беспристрастному выполнению задач правосудия
Список литературы.
1. Конституция РФ.
2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ.
3. Федеральный конституционный закон «О
судебной системе Российской Федерации».
4. Федеральный закон «О
содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
5. Закон РФ «О статусе судей Российской
Федерации». 6. Указание Генерального прокурора Российской Федерации № 36/15 от
23 июня 1995 г. «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением сроков
предварительного следствия и содержания обвиняемых под стражей».
7. Инструкции о производстве судебно-психиатрической
экспертизы в СССР, утвержденной Министерством здравоохранения СССР 27 октября
1970г.
8. В.Н.Григорьев, А.В.Победкин «Уголовный процесс».
9. В.П. Божьев «Уголовный процесс».