рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~
 

МЕНЮ

рефератыГлавная
рефератыБаза готовых рефератов дипломов курсовых
рефератыБанковское дело
рефератыГосударство и право
рефератыЖурналистика издательское дело и СМИ
рефератыИностранные языки и языкознание
рефератыПраво
рефератыПредпринимательство
рефератыПрограммирование и комп-ры
рефератыПсихология
рефератыУголовное право
рефератыУголовный процесс
рефератыУправление персоналом
рефератыНовые или неперечисленные

рефераты

РЕКЛАМА


рефераты

ИНТЕРЕСНОЕ

рефераты

рефераты

 

Программа реформ И. Пересветова

рефераты

Программа реформ И. Пересветова

Программа реформ И. Пересветова.

Широкую программу политико-юридических преобразований  предложил в середине XVIb. служилый дворянин Иван Семенович Пересветов. В своей политической теории он рассмотрел  вопросы, касающиеся формы правления и объема полномочий верховной власти, организации общерусского войска,  создания единого законодательства, реализуемого централизованной  судебной системой. В области управления внутренними  делами страны он предусмотрел проведение финансовой реформы, ликвидацию наместничества и некоторые мероприятия  по упорядочению торговли-Удивительная дальновидность его политического мышления заключалась в том, что в своей теоретической схеме он определил структуру и форму деятельности  ведущих звеньев государственного аппарата, наметив основную линию дальнейшего государственного строительства, предугадав пути его развития.

В системе взглядов Пересветова значительное внимание уделено определению наилучшего варианта организации государственной  власти. Вопрос о форме правления начал обсуждаться  в публицистике значительно ранее выступления Пере- светова. Мыслители XV--XVIbb. понимали самодержавие как единство государственной власти, ее верховенство, но не как неограниченность власти царя, не как самоволие. Один (единый)--  не в смысле модели формы верховной власти, а в значении единственного властителя, равного которому нет среди  других князей в стране по объему властных полномочий. Показательна в этой связи позиция автора “Валаамской беседы” --  современника И. С. Пересветова. Цари, по его представлению,  для того “в титлах пишутся самодержцы”, чтобы “Богом данное царство и мир (здесь в смысле страну, народ. -- Н. 3.) воздержати”.

Единодержавие как наилучшая форма государственной власти  и государственного устройства не подвергалась сомнению. На этой базе мыслители моделировали свои идеальные схемы организации власти, которые традиционно представлялись им в виде ограниченного (а не абсолютного) самодержавия. Более того, “самоволие” или “самовластие” жестоко осуждалось. Этими  терминами в литературе XV--XVIIbb. обычно обозначались  незаконные способы осуществления власти в государстве в противовес самодержавию, основанному на законе и организованному  таким образом, при котором верховная власть управляет  страной не единолично, а вкупе со “своими с князи и с бояры и протчими миряны” (Валаамская беседа).

И. С. Пересветов также пользовался термином “самодержец” для выражения представления о суверенном верховном властителе  всей русской земли.

В системе государственных преобразований И. С. Пересвето- ва центральное место занимает военная тема. К ее изложению он приступает в своей обычной манере: критика организации войска в побежденной стране у греческого царя Константина противопоставляется положительному варианту страны-победительницы,  сравнение заканчивается целым рядом разносторонних  реформаторских предложений, предусматривающих состав, структуру и организацию вооруженных сил.

Он обосновывает необходимость создания общегосударственной  казны, призванной заменить наместнический порядок собирания  и распределения доходов. И. С. Пересветов предлагает полную ликвидацию наместничества (“никому ни в котором городе наместничества не давать”). Вельмож (бояр) обеспечивать “ из казны царские кто чего достоит”, а налоги “со всего царства своего из всех городов и волостей и из поместий” собирать в единую царскую казну при помощи особых чиновников ( сборщиков), находящихся на царском жалованье. При наличии денег в государстве можно создать *диное, постоянное войско, находящееся всегда в боевой готовности -- “а войско его царское с коня не оседает*. и оружия из рук испущает”. Награждать воинов следует по заслугам-- “кто что достоит”, и если кто “царю верно служит, хотя и от меньшего колена, то он его на величество подымает и имя ему велико дает и жалованье ему много прибавляет... а ведома нету какова они отца дети”. Пересветов последовательно проводит принцип оценки личных заслуг, поощрения усердия и талантов в противовес местнической системе иерархического распределения благ и почестей. Отношение к воину со стороны царя и высшей военной администрации предполагается заботливое и уважительное, ибо “царю без войска не мочно быти”, поэтому воинов необходимо “любити аки своих детей и быта до них щедру”.

И. С. Пересветов предусматривал не только увеличение численности  войск, но и новый порядок их формирования. Предлагал  он также и ликвидацию всех форм кабальной зависимости, и особенно самой тяжелой из них--холопства, считая это мероприятие необходимым для улучшения качества воинской службы. Холопы плохие воины, а кроме того, они всегда могут “прельститься другим царем”, если он пообещает им свободу. Кроме этих прагматических соображений, Пересветов приводит и более фундаментальные доводы в пользу отмены холопства. Так, он осуждает сам принцип порабощения как несовместимый с христианской моралью. Вечное закабаление противно божественным  законам: “Бог один для всех людей, и те, которые других записывают в работу во веки, угождают дьяволу”. Порабощение противно и государственным порядкам, ибо порабощенная  земля сама по себе беззаконна, “в той земле все зло сотворяется: татьба, разбой, обиды, всему царству оскуднение великое”. Поэтому, заключает И. С. Пересветов, “Магмет-сал- тан” уничтожил в своем государстве все формы кабальной зависимости людей, “пожегши огнем все книги полные и закладные”,  и даровал всем людям свободу.

Есть и экономические мотивы в творчестве Пересветова. Так, в ряде мест он довольно пространно высказывается о торговле, выступая за законодательное упорядочение этого рода деятельности,  т.е. введение “правды-закона” в эту сферу общественной  жизни. “Нечистый торг” (который имел место у царя Константина) должен быть искоренен, торговые операции следует  проводить, основываясь только на “правде-законе” (как это делается у “турского царя”). 

Пересветов последовательно проводит идею реализации законности  во всех формах общественной и государственной деятельности.

Наибольшее внимание уделено им критике беззакония. Осуждая  боярское самовластие, он отмечает полное пренебрежение бояр-временщиков к закону и законным формам государственной  деятельности и обвиняет их в том, что они богатели “незаконно”, “изломили правый суд”, “невинных осуждали по мадам”. Он критикует такие проявления “неправедности” в деятельности суда, как лжесвидетельство, ложная прията, рассмотрение  заведомо ложных, сфабрикованных дел и т.д.

Противопоставление правды вере введено в русскую политическую  литературу Максимом Греком. Пересветов использовал этот подход и развил его далее для обоснования реальной необходимости осуществления праведной (в смысле законопослушной  и моральной) жизни и недопустимости оправдания “неправедного” поведения (нарушения законов) верой, как бы вйешне блистательно она ни была организована.

Судебная реформа у Пересветова, равно как финансовая и военная, прежде всего имеет своей целью уничтожение наместничества.  Во все грады необходимо направить прямых судей, назначаемых непосредственно верховной властью, жалованных  из государевой казны. Судебные пошлины (присуд) взимать в казну, “чтобы судьи не искушалися и неправдою бы не судили”. Судят судьи по Судебным книгам, по которым они и “правят и винят”. Перед законом все должны быть равны, и суд, “нашел виноватого”, обязан “не пощадить и лучшего”. Жалованье “прямые судьи” получают прямо из государевой казны. Здесь Пересветов впервые ставит вопрос об отделении суда от администрации и образовании единой централизованной судебной системы.

Из общей судебной системы И. С. Пересветов выделяет воинский  суд, который в армии осуществляется высшим начальством,  знающим своих людей. Суд свершается на месте, скорый, правый, грозный и не облагаемый пошлиной, по единому для всех Судебнику. “А воинников судят паши”, которые свое войско знают “и судят прямо... беспошлинно и беспосулно и суд их свершается вскоре”.

Пересветов предусматривал довольно суровые наказания для судей, отправляющих правосудие “не по правде, а по мзде”. Например, с неправедных судей сдирают кожу живьем и набивают ее бумагой и вешают на воротах судебного учреждения  в назидательных целях. Здесь, скорее всего, мы имеем дело не с жестокостью Пересветова, а с фольклорными приемами, посредством которых было принято характеризовать восточные деспотии, и в частности Османскую империю. Что же касается принципа определения наказания, то он сформулирован у Пересветова по лучшим прогрессивным образцам того времени: “казнят преступников противу дел их, да рекут тако: комуждо по делам его”.

Среди видов преступлений Пересветов упоминает разбой, татьбу (кражу), обман при торговле, различные правонарушения  судебных и государственных чиновников, воинские преступления,  ябеду, а также азартные игры и пьянство. За бегство с поля боя, кроме непосредственного наказания виновного, предусмотрена еще и опала для членов семьи виновного, “да нечестно будет ему и детям его”.

Таким образом, И. С. Пересветов в своих представлениях близок именно к модели сословно-представительной монархии, развивая принципы политической теории, намеченные Максимом  Греком, Зиновием Отенским и Федором Карповым.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/





рефераты





Рекомендуем



рефераты

ОБЪЯВЛЕНИЯ


рефераты

© «Библиотека»