Происхождение и классификация форм государства Платоном
Происхождение
и классификация форм государства Платоном.
Платон -
427-347 гг. до н.э. Ученик Сократа. Основавший академию.
Работы - Государство, Законы.
По его мнению в
политическом устройстве общества происходит круговращение государственных форм:
1. аристократии - правление немногих
мудрых
2. тимократию - военные
3. олигархию - правление богатых
4. демократию - правление всех
5. тирания - власть одного
Во многом формы
правление зависят от того, кто правит. Лучшее правление могут осуществлять
философы. В обществе существуют несколько групп населения:
1. философы
2. воины
3. земледельцы } кормить 1,2.
4. ремесленники. } кормить 1,2
Душа
представляет собой совокупность 3 начал
1. разумное начало - слой философов.
2. яростное начало - воины
3. вожделеющее - ремесленники
земледельцы.
Государством
должен править философ.
1 существует ли
мудрость
2 если мудрость
существует, то можно ли создать государство, где будут править философы.
В диалогах -
такое государство как идеал.
В государстве в
обязательном порядке должен быть организован досуг.
Правителей
следует отбирать с детства.
Требования:
1. острый ум
2. восприимчивость к наукам
3. сообразительность
4. благообразная внешность.
5. Хорошая память
6. Трудолюбие.
Умение воевать,
защищать народ и устранение голода - главное для государства.
Философы -
наиболее достойные представители народа - свойственны рассудительность,
бескорыстие, возвышенные помыслы, честность и т.д.
Вместе с тем,
Платон, назван правым коммунистом т.к. он ратует за равенство во всех
отношениях. Говорит, - богатство ведет к роскоши, лени, низости и злодеяниям.
Бедность порождает преступления, поэтому не должно быть бедных и богатых.
Разница между имуществом должна быть не более 5 кратного размера. Остальное, -
в пользу государства.
В обязательном
порядке такое равенство должно обеспечиваться воспитанием. Мужчины и женщины
воспитываются одинаково, все всё делают одинаково и будут воевать вместе с мужиками.
Государство надзирает за потомством. Потомство отбирается - лучшие люди
предоставляются специально выделенным мужчинам и женщинам, а детей неудачных
родителей прятать от посторонних. Портит детей родительская любовь. Все жены
мужей должны быть общими и ни одна не сожительствует. И пусть отец не знает,
кто его ребенок и ребенок не знает кто отец. По мнению Платона и устраняются
все негативные влияния родителей на свое удачное потомство. И в отношении
человека породу можно улучшить.
Женщина должна
рожать с 20-40 лет. Мужчина 35 - 50. Все союзы заключаются с ведома или
согласия правителей. До и после могут жить но не рожать. По его мнению,
государство может быть сильным, если будет заботиться о международном престиже.
Защищать свои интересы. Чужеземцев следует принимать гостеприимно, но следить
за ними. А посещать др. страны только после 40 лет и только по государственной
надобности. Но в интересах совершенствования посылать людей для ознакомления с
бытом и законами др. государств, но после 50. Старше 60 бесполезно посылать.
В основе
государства общая собственность, доведенная до абсолюта.
В “законах”
отходит от идеи общей собственности и считает, что необходим единый порядок
пользования имуществом, но идеальное государство - в котором каждый обладает
собственностью. Государство должно быть небольшим и все должны обладать землей.
Во главе государства состоит совет 360 человек. По 90 человек из каждого
класса. Каждый класс определяется имущественным цензом. Т.о. идеальное
государство будет в случае сочетания демократических начал и монархических
преимуществ. В обязательном порядке - ДОКИМАСИЯ - проверка на правомочность.
Государство будет сильным тогда, когда активен суд. судья - тот же правитель.
Судьи избираются на год и более.
Суды для
частных дел и для дел общества. Решения принимаются открытым голосованием.
Высший суд - народное собрание. Необходимо разработать строгие и детальные
законы и разъяснять их значимость и необходимость, тогда законы будут понятны,
поддерживаться населением и будет мир и порядок. Необходимо внушить
божественность происхождение и незыблемость закона. Legalis (легальность власти) - & - Legitimus (поддержаны нардом).
Платон считает
допустимым рабство, потому равенство только между свободными. Рабов не
провоцировать. Т.к. некоторые рабы достойнее господ. Излишки населения
отправлять в колонии. Должности и почести в государстве зависят от
имущественного ценза. Можно перемещаться из класса в класс, установить предел бедности - земельный
участок - не может быть изъят. Все должности - выборные. В обязательном порядке
в выборах участвуют все взрослые и свободные (обязательно) в обязательном
порядке при выборах происходит открытое обсуждение кандидатур. Избранные дают
клятву и происходит запись о количестве имущества граждан, чтобы своим правлением
тот или иной правитель не мог бы его увеличить.
Особо опасна
тирания, которая возникает из демократии. Крайняя свобода превращается в противоположность. Т.к. люди
устают от беспорядка.
Тиран на первом
этапе упорядочивает отношения. Устанавливает спокойствие. В дальнейшем налоги
повышаются. Лучшие уничтожаются и приближаются только поэты, чтобы воспевать
его правление. Но если народ породил тирана, то он способен и свергнуть тирана.
Но свергнуть его могут лучшие представители народа - аристократы.
Здравомыслящие
и лучшие люди покидают страну - признак тирании.
Платон
подчеркивает.
1. для того, чтоб составить закон надо
учесть страдания и удовольствия людей, поскольку правильно составленные
удовольствия и применяемые страдания (кнут и пряник)
2. Законы зависят и от географического
положения государств. - лучшее, то, которое вдали от побережья - т.к. нет
влияния со стороны других и нет угрозы для завоевания. В данном государстве
законы не только карают, но и воспитывают.
3. Закон не должен быть ни пространным,
ни кратким - изложение должно быть наилучшим, чтобы он был понятным.
4. Законы должны быть известны всем.
Наказание -
Преследует цель - воспитание., но если преступник неисправим допускается
смертная казнь.
Квалификация
преступлений.
1. Против богов - святотатство.
2. против государства. Враги -
побуждают людей к восстанию, нарушают порядок выборов должностных лиц.
3. Против личности.
Платон
допускает доносительство. Доносить - обязанность каждого гражданина. Необходимо
прибегать к штрафам, тюрьмам. Также иметь унизительные места для сидения или
стояния.
По мнению
Платона государство, опираясь на законы должно постоянно их совершенствовать и
наблюдать за их состоянием. Потому
специальный орган должен наблюдать за исполнением. Ночное собрание - ходят
старейшины. Заслушивают сообщения как выполняются законы.
Если лицо
пытающееся ввести те или иные нововведения не сможет доказать их пользу, то его
надо казнить, т.к. он вносит суету беспорядок в государство.
Сочетание
демократии и монархии позволяет придать устойчивость государству. Важно перейти
от аристократии крови к аристократии духа.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/