Психологическая реабилитация подростков, находящихся в местах социальной изоляции
Дисциплина
работы: Содержание и методика социальной, медицинской работы
Реферат по теме
"Психологическая реабилитация подростков, находящихся в местах социальной
изоляции".
Москва
2009 год
Содержание:
1. Введение
2.
Психологические особенности подростков, находящихся
в местах социальной изоляции
3.
Метод реабилитации подростков, находящихся в местах
социальной изоляции
4. Заключение
5. Список использованной литературы
1. Введение
В настоящее время в России становится очевидными
неблагоприятные социальные тенденции, связанные с кризисным снижением
благосостояния большой части населения, слабой законодательной защищённостью
семьи и детства, ослаблением влияния образовательных заведений на воспитание и
других факторов. Наступление этих неблагоприятных условий способствует
увеличению количества правонарушителей из числа несовершеннолетних.
Многие исследователи-психологи говорят о
наметившейся тенденции к устойчивому снижению возраста правонарушителей. Многие
несовершеннолетние совершают в пять раз больше преступлений до достижения
возраста уголовной ответственности. Учащаются случаи применения
несовершеннолетними огнестрельного оружия.
В среде несовершеннолетних все больше
распространяются такие виды
преступлений, которые ранее были присущи, в основном, взрослым, - торговля
оружием и наркотиками, сутенерство, разбойные нападения на иностранцев и
предпринимателей, посягательство на жизнь и здоровье с использованием пыток;
другие способы обращения: мошеннические действия с валютой и ценными бумагами,
компьютерные преступления, торговля краденым, рэкет в своей среде, участие в
насильственном перераспределении дефицитных товаров. Все это позволяет сделать
вывод о том, что рост преступности несовершеннолетних в Российской Федерации - это
реальный факт.
В такой ситуации места социальной изоляции должны
выполнять по отношению к несовершеннолетним воспитательную функцию не только в
виде наказания, но и в виде перевоспитания, способствующего развитию у
подростка конструктивной жизненной позиции, позволяющей ему войти в открытое
сообщество и полноценно жить в этом динамично меняющемся мире.
В настоящем реферате я постараюсь раскрыть
особенности реабилитации подростков, находящихся в местах
социальной изоляции.
3. Психологические
особенности подростков, находящихся в местах социальной изоляции
Больше всего настораживает активизировавшийся в
последнее время процесс подчинения подростковых групп организованной
преступности и расширение социальной базы для пополнения подростковых групп за
счет безработных, несовершеннолетних, занимающихся мелким бизнесом, а также
вернувшихся из мест лишения свободы и не нашедших место в жизни, подростков из
малообеспеченных, обнищавших семей. Наблюдается процесс все более массового
вовлечения несовершеннолетних в структуры теневой экономики и организованной
преступности. Лидеры организованной преступности охотно вводят в зону своего
влияния подростков, следят за их профессиональным преступным формированием и
ростом.
Примечательно, что рост преступности среди подростков и юношей значительно
опережает рост подростково-юношеской популяции: преступность среди
несовершеннолетних за 10 лет выросла приблизительно в два раза, а
подростково-юношеское население уменьшилось на 15-20%. Причем, за последние 15
лет средний возраст особо опасного рецидивиста снизился на 4-5 лет (с 28-30 лет
до 23-25 лет).
Примечательно, что в течение года "пик"
преступных проявлений подростков приходится на каникулы, что связано с
ослаблением социального контроля за несовершеннолетними, свертыванием работы
лагерей труда и отдыха, разрушением существовавшей в советское время системы
работы с учащимися в каникулярное время. Еще один всплеск подростковой
преступности приходится на март месяц, что некоторые специалисты объясняют
перестройкой организма подростка в связи с наступлением весеннего времени и
изменением уровня тестостерона в крови.
Также примечательно, что подростковая преступность
носит групповой характер. Преступные группы несовершеннолетних, сложившиеся на
антиобщественной основе и преследующие асоциальные цели деятельности, относятся
к числу тех сообществ, чей статус и отношения между участниками возникают на
базе не столько общих симпатий, а сколько общности криминальных интересов,
потребности в поддержке в совместной преступной деятельности. Криминальная
деятельность подростковых криминальных групп, как правило, имеет налет ложной
романтики.
Давно известно, что человеку для того, чтобы
соответствовать современной ему действительности, необходимо адекватно реагировать
на происходящее и быть способным адаптироваться к новым ситуациям. Но
совершенно иные умения требуются от человека, находящегося под воздействием
закрытой группы. Взаимосвязь закрытости группы и изоляции очень хорошо раскрыта
М.Ю.Кондратьевым, который определял "Закрытость" – как закрытость
конкретной социальной группы и рассматривал несколько закрытых групп:
криминальные сообщества, находящиеся в колониях и тюрьмах до участников
долговременных научных экспедиций, команд подводных лодок, находящихся в
плавании и других.
Согласно М.Ю.Кондратьеву, закрытые группы бывают
двух типов:
1) институциональные, закрытость которых
регулируется нормами
или общественными отношениями. Например, закрытость преступных со-
обществ в местах социальной изоляции регулируется нормами
уголовно-исполнительного права, а закрытость воинских подразделений -
постановлением правительства;
2) внутренне закрытые, возникающие все зависимости
от норм общественных отношений. К этому виду закрытой группы можно отнести
преступное сообщество, например, шайку или банду разгуливающую на свободе,
группу наркоманов, группу сектантов.
Закрытым группам свойственны свои правила
поведения, свои ценности и мораль. Потому учреждения социальной изоляции
подростков в большей степени формируют у подростков специфическую криминальную
субкультуру, характерную для групп закрытого типа, принадлежность к которой в
дальнейшем препятствует вхождению несовершеннолетнего правонарушителя в
открытые сообщества, но в тоже время облегчает его интеграцию в криминальных
группировках.
Специалисты традиционно рассматривают подростковый
возраст как важнейший период развития личности, так как он характеризуется
активным интересом к предметному и социальному миру и бурным развитием
самосознания. Под подростковым возрастом обычно понимается стадия онтогенетического развития между детством и взрослостью (от
11–12 до 16–17 лет), которая характеризуется качественными изменениями,
связанными с половым созреванием индивида и вхождением во взрослую жизнь. Этому
периоду характерны следующие особенности: повышенная возбудимость,
импульсивность, на которые накладывается неосознанное половое влечение
индивида. И основой психического развития личности в подростковом возрасте
является становление самосознания и формирование новой Я-концепции (так
называемая оперативная самооценка), попытки понять себя и оценить свои
возможности. В подростковом возрасте происходит формирование абстрактного,
теоретического мышления и появляется чувство принадлежности к особой
„подростковой“ общности, ценности которой являются основой для нравственных
оценок собственного поведения. Этап детства
заканчивается вместе с половым созреванием, после которого большинство молодых
людей сразу же вступают во взрослый мир. И, следовательно, в подростковом
возрасте у большинства индивидов происходит становление жизненных стереотипов,
которыми этот индивид будет руководствоваться всю свою жизнь.
Из всего вышесказанного видно, что подростки, находящиеся в местах
социальной изоляции и подвергающиеся влиянию специфической криминальной группы
закрытого типа, представляют собой индивидов, которые в большей степени зависят
от оценок социума, в котором они вращаются. Таким образом, антисоциальное
поведение, которое явилось причиной социальной изоляции подростка, ещё больше укореняется
в личности подростка под воздействием навязываемых ему стереотипов
антисоциального поведения. Эта особенность ещё больше усугубляется тем
обстоятельством, что большинство подростков, подвергающихся социальной
изоляции, вырастают в неблагополучных семьях или не имеют семей вовсе, а это
значит, что у таких подростков полностью отсутствует положительный опыт общения
взрослых, базирующийся на таких понятиях как «любовь», «нежность», «доверие».
Таким образом, негативный опыт общения нескольких индивидов при наложении в
рамках одной закрытой группы может приобретать очень причудливые формы и
зачастую проявляется в извращениях.
Социальная, педагогическая, правовая, юридическая, воспитательная,
психологическая работа с несовершеннолетними, совершившими преступления,
является важным направлением профилактической работы в местах социальной
изоляции. Именно эти направления работы составляют суть психологической работы
с подростками, совершившими преступления и находящимися в местах лишения
свободы.
На протяжении веков изоляция применялась, прежде
всего, как средство наказания людей за совершенные ими проступки, а также
использовалось как воспитательное средство в отношении детей через запрет
играть с другими детьми, выходить из дома, посещать общественные места и так
далее. Изоляция применялась и применяется в отношении больных людей, когда это
требовали интересы больного и его окружения (например, в случаях инфекционного
заболевания). Но изучение проблемы изоляции тесно связано с изучением проблемы
депривации. Постоянные миграционные процессы, когда массы людей снимаются с
обжитых мест по национальным, религиозным, экономическим и политическим
побуждениям, и вынуждены перемещаться по континентам, также связаны с отрывом
от привычной среды, устоявшегося уклада жизни, то есть с различными видами
депривации. Эмигранты вынуждены создавать свои закрытые общности (гетто) в
новых условиях в связи с взаимным отчуждением с новой средой, с последующим
долгим и болезненным вживанием в новую культурную среду.
Социальная дезадаптация в детском возрасте ведет к
воспитанию из подающих надежды детей малообразованных людей, не имеющих навыков
и желания трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Такие дети
легко переходят границы моральных и правовых норм.
3. Метод
реабилитации подростков, находящихся в местах социальной изоляции
Под «реабилитацией» авторы сборника «Социально-психологическая
реабилитация осужденных подростков» понимают в социально-психологическом смысле
«… возврат необходимых возможностей и способностей к здоровой и полноценной
жизни в обществе самой личности освобожденного из мест заключения…». В данном
случае определение понятий «здоровая жизнь» и «полноценная жизнь» дать очень
сложно. В буквальном смысле «здоровая жизнь» означает хорошее состояние
здоровья, но, скорее всего, данная цель является недостижимой, так же как и
стремление к «полноценной жизни». Понятие «полноценности» может определять
только сам индивид, потому как для каждого индивида критерии полноценности
жизни разные. И, следовательно, стремиться к достижению как здоровой жизни, так
и полноценной жизни может только сама личность. Для того чтобы говорить о
полноценности жизни в рамках реабилитации имеет смысл определить какие-то
минимальные границы полноценной жизни. Таковыми границами, на мой взгляд,
являются способность человека освобождающегося из мест лишения свободы
адаптироваться в обществе. Очевидно, что такого эффекта можно добиться только
путём приобщения подростка к нормальной социальной среде и к трудовой
деятельности посредством его исправления.
Из всего вышесказанного под «реабилитацией» можно понимать
целенаправленный процесс возвращения и приобретения подростком, подвергшимся
социальной изоляции, необходимых навыков и способностей к жизни в обществе с
соблюдением норм права.
По мнению М.Н.Садовниковой, вся деятельность по реабилитации
несовершеннолетних, находящихся в местах лишения свободы и освобождающихся из
них, должна строиться на принципах, которые могут иметь общий и
индивидуализированный характер.
К общим принципам, то есть распространяющимся на всех
несовершеннолетних, относятся следующие:
- в мероприятиях по реабилитации подростка должны принимать участие не
только специалисты различного профиля, но и люди из различных социальных групп,
разного возраста (к молодым людям проще найти подход тем, кто находится ближе
по возрасту и социальной принадлежности); отношения подростков к людям «без
погонов» более открытое и доверительное, что, вполне может способствовать
процессу реабилитации подростков;
- процесс реабилитации должен быть этапным и носить плановый характер;
все мероприятия, осуществляемые в ходе этой деятельности, должны делиться на
два основных этапа: пенитенциарный и постпенитенциарный;
- процесс реабилитации должен идти непрерывно во времени;
- реабилитационный процесс должен быть максимально индивидуализирован и
должен учитывать как субъективные особенности личности подростка, так и
объективные условия;
- соблюдение прав и свобод несовершеннолетнего в ходе реабилитационного
процесса поможет избежать негативного влияния двойных стандартов, когда, с
одной стороны, подростка призывают к уважению прав окружающих, а, с другой
стороны, унижают его достоинство, используют насилие (физические и
психическое), но и даст уверенность в важности соблюдения норм права, важности
прав человека, самой личности человека;
- активное участие самого несовершеннолетнего в реабилитационном
процессе означает, что подросток выступает не столько объектом реабилитации,
сколько субъектом, что позволит лучше узнать подростка, его проблемы;
- активизирование позитивного в несовершеннолетнем, т.е. найти что-то
хорошее, позитивное, развить это и именно это должно стать стержнем процесса
реабилитации.
Но надо иметь в виду, что реабилитация каждого подростка зависит не
только от реабилитационных программ, но и от индивидуальных психологических
установок, мировоззрения, характера самого подростка.
На IX Конгрессе ООН по предупреждению преступлений и обращению с
преступниками (Каир, апрель-май 1995 года) было принято практическое руководство
по эффективному применению международных тюремных правил. Так, правило 58
гласит: «Целью и оправданием приговора к тюремному заключению или вообще к
лишению свободы является в конечном счете защита общества и предотвращение
угрожающих обществу преступлений. Этой цели можно добиться только в том случае,
если по отбытии срока заключения и по возвращению к нормальной жизни в обществе
правонарушитель оказывается не только готовым, но и способным подчиниться
законодательству и обеспечить свое существование».
Задача специалистов социальной реабилитации многогранна:
·
снять остроту психического напряжения,
·
провести первичную адаптацию подростка к жизни в
социально-здоровой среде,
·
восстановить или компенсировать утраченные
подростком социальные связи,
·
вернуть его к важнейшим формам человеческой
жизнедеятельности: игре, познанию, труду, общению.
Для того, чтобы добиться выше указанных целей необходимо помнить о
специфике адаптации несовершеннолетних правонарушителей, которая состоит в
необходимости включать подростка в социально-культурную среду и формировать у
него общественно и личностно значимые потребности и интересы; создавать условия
для предупреждения, регулирования и корректировки противоправного (или
делинквентного) поведения.
Модель реабилитации подростков с делинквентным поведением в учреждениях
временной социальной изоляции, представляет собой целенаправленный
педагогический процесс социальной адаптации подростков с учетом различных
средств и технологий социально-культурной деятельности, позволяющий смягчить
условия дезадаптации, в которых оказываются подростки. Социально-культурными
условиями адаптации несовершеннолетних правонарушителей в учреждениях временной
социальной изоляции являются:
- учет возрастных, индивидуально-личностных особенностей подростка,
- социальной ситуации развития и воспитания подростка;
- комплексное использование интегрированных технологий педагогического,
социального и психологического воздействия;
- разработка и внедрение программы с использованием интегрированных социально-культурных
технологий, направленных на стабилизацию эмоционально-личностного состояния
подростков, формирование у них позитивных ценностных установок и моделей
поведения;
- целенаправленная подготовка персонала центров временной изоляции
несовершеннолетних по вопросам реабилитации несовершеннолетних.
Применение различных технологий социально-культурной деятельности для
адаптации несовершеннолетних в условиях временной социальной изоляции формируют
социально-регулятивные механизмы поведения личности, а также развивают
способности подростков к самоанализу и самоконтролю.
В контексте социальных отношений культура представляет собой меру
развития человека, становления личности в процессе деятельности и усвоения
социального опыта. Общекультурный, гуманистически содержательный смысл
деятельности заключается в формировании человеком своей социальной сущности.
Такого рода творческая деятельность выступает как реальный способ наиболее
полного самовыражения личности через активные общественные действия. Культура
создает мир человеческих взаимоотношений на основе единства и многообразия,
которые наиболее полно выражают связи человека, культуры и социальной системы
общества. Разноуровневые социальные проявления культуры свидетельствуют о ее
многообразном ценностном содержании, которое выступает в качестве
интегрирующего механизма адаптации, социализации, идентификации, самореализации
индивидов, взаимодействия между социальными общностями и процессами
общественной жизни.
Программа с использованием интегрированных технологий способствующая
повышению культурной компетентности личности и предотвращающая усиление
деформации личности подростка при применении по отношению к нему мер временной
социальной изоляции.
4. Заключение
В заключении, немного статистики по данным доктора психологических
наук, одного из самых известных специалистов в области пенитенциарной
психологии В.Ф.Пирожкова:
1) среди несовершеннолетних преступников удельный вес лиц мужского пола
всегда существенно выше (90-95%) их удельного веса в населении данной
возрастной группе, проживающей в соответствующих регионах страны (48-52%);
2) доля девушек, совершивших преступления (4-10%), наоборот,
значительно меньше их удельного веса в населении;
3) прирост преступности среди подростков и юношей
значительно опережает рост подростково-юношеской популяции: преступность среди
несовершеннолетних за 10 лет выросла приблизительно в два раза, а
подростково-юношеское население уменьшилось на 15-20%. Причем, за последние 15
лет средний возраст особо опасного рецидивиста снизился на 4-5 лет (с 28-30 лет
до 23-25 лет);
4) чаще всего несовершеннолетние совершают преступления в свободное от
учебы время в учебные дни (с 15.00 до 24.00). А "пик" преступных
проявлений приходится на 20.00-21.00. До 7% преступлений совершается в учебное
время, когда подростки должны быть на занятиях в школе. До 10% преступлений
совершаются в период производственной практики и других работ. При этом 18-20%
преступлений совершается в
и праздничные дни.
Необходимо создавать различные теории и разрабатывать новые методики,
позволяющие ускорить и сделать более качественным процесс реабилитации
подростков, находящихся в социальной изоляции. При осуществлении
реабилитационных мероприятий необходимо учитывать обстоятельства совершения правонарушения,
условия воспитания и характер подростка в каждом конкретном случае. При
назначении наказания необходимо индивидуализировать наказание и надо избегать
назначения подростку наказания не соответствующего совершенному им проступку,
так как в этом случае наказание может сыграть противоположную роль и привести к
ещё большему углублению асоциального поведения подростка.
При определении метода реабилитации подростков, находящихся в местах
социальной изоляции необходимо помнить, что все осужденные, находящиеся в
местах лишения свободы, рано или поздно возвращаются в наше общество, и от
того, какими они вернутся, зависит благополучие общества и наше будущее.
5. Список
использованной литературы
1)
Лихтарников А.Л., Чеснокова Е.Н., Социально-психологическая
реабилитация осужденных подростков - СПб. Мемориал: Penal Reform International,
2001.
2)
Курганов С. И. О применении амнистий и условного
осуждения к несовершеннолетним/Материалы круглого стола «Несовершеннолетние в
уголовно-исполнительной системе России: проблемы исполнения наказаний,
социальной адаптации и их совершенствования»/ Под ред. засл. деятеля науки
России, д-ра юрид. наук, проф. А. С. Михлина. М., 2002.
3)
Васильев В.Л. Юридическая психология. 5-е изд.,
доп. и перераб. СПб., 2002.
4)
Садовникова М.Н. Ресоциализация несовершеннолетних,
находящихся в местах лишения свободы: Понятие и принципы /Опубликовано:
Сибирский Юридический Вестник. - 2004. - № 2.
5)
Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования
личности в детстве: норма и отношение. М., 1990.
6)
Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1982.
7)
Ред. А.А.Реан. Возрастной кризис. Психология
подростка. СПб., 2003 .
8)
Ремшмидт Х. Подростковый и юношесткий возраст:
проблемы становления личности. М., Мир 1994. Развитие, стадии, кризисы возрастные,
взросление, зрелость, Я-концепция, секты юношеские.
9)
Вайзер Г.А. Смысл жизни и «двойной кризис» в жизни
человека //ПЖ, Т. 18, № 5, 1998. Кризисные периоды возрастного развития,
подростковый возраст, старение, социальные смыслы, эмоциональные смыслы.
10)
Пирожков В.Ф. Законы преступного мира (криминальная
субкультура). Тверь. 1994.
11)
Пирожков В.Ф Стручков Н.А. Асоциальная субкультура
и её профилактика//Исправительно-трудовые учреждения. № 20. ВНИИ МВД России.
1982.
12)
Также в работе были использованы информационные
сайты:
#"#">#"#">#"#">http://esotericpl.narod.ru/